Два года назад между Сортавалой и Рускеалой в российской Карелии начал курсировать паровоз. Протяженность маршрута «Рускеальского экспресса» — 40 километров.
Рейсы совершаются каждый день круглый год, летом и зимой паровозы ходят чаще.
Ежедневно паровозом пользуется 750 человек.
«Мы предполагали, что многие заинтересуются, но такой популярности никто не ожидал», — признается Алексей Помигуев, директор Музея узкоколейных железных дорог.
В ближайшем будущем Российские железные дороги планируют увеличить число пассажиров.
Паровозы используются в туристических целях и в других регионах России.
Особенно роскошно выглядит вагон-ресторан в стиле царских времен. Пассажиры могут насладиться в вагоне-ресторане игрой на пианино.
В вагоне-ресторане подают калитки (это карельские пирожки). Кроме калиток с рисом и картофелем есть пирожки с брусникой и черной смородиной.
Путь из Сортавалы до парка «Рускеала» длится час.
На паровозе, идущем со скоростью 40 километров в час, работают три машиниста. Для того, чтобы добраться до пункта назначения, они забрасывают в паровой котел целых две тонны угля.
Это физически тяжелая работа. В летний зной температура в кабине машиниста может превысить 70 градусов.
«Это работа для настоящих мужчин», — уверен кочегар Денис Ильин.
В туристический сезон на маршрут выходит еще один ретропоезд на паровозной тяге.
В качестве вагона-ресторана в нем используется произведенный в Финляндии вагон, который раньше входил в состав поезда «Сибелиус», курсировавшего между Хельсинки и Петербургом.
Поезд «Сибелиус» перестали использовать в 2010 году, когда между Хельсинки и Санкт-Петербургом пустили скоростной поезд «Аллегро».
Из-за пандемии коронавируса движение поездов между Финляндией и Россией прекратилось.
В России паровозы вновь обретают популярность. Сейчас по российским железным дорогам курсирует уже несколько десятков паровозов. В стране возрождается уже забытая профессия машинистов паровозов.
«Мы увидели ретропоезд в Инстаграме и захотели ощутить его атмосферу», — говорят туристы Юлия Зиновьева и Елена Сидорова.
Благодаря восстановлению железнодорожного сообщения с Рускеалой туристам стало проще добираться к бывшему мраморному каньону, где теперь создан горный парк.
В созданном в конце XVIII века карьере добывали мрамор, в том числе, для строительства в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора и Зимнего дворца.
Озера на территории бывшего карьера и природа вокруг привлекают в Рускеалу все новых посетителей. Горный парк «Рускеала» стал самой популярной достопримечательностью Карельской республики. В 2020 году в российской Карелии побывало больше 400 тысяч туристов. Ожидается, что показатели этого года будут еще выше.
Россия и Финляндия уже ведут переговоры о запуске паровозов между Рускеалой и финским Йоэнсуу. Ход переговоров замедлился из-за пандемии коронавируса.