В СССР «Волга» была возведена в настоящий культ. Самая быстрая, самая комфортная, самая желанная. В 60-70-х годах в Польше и Венгрии была очень популярна легенда о «Черной Волге». Говорили, что ей управляли священники, монахи, сатанисты, вампиры и сам дьявол; они похищали маленьких детей и продавали их органы богатым жителям Запада и арабам. В эти истории сложно поверить, однако среди «Волг» действительно были особые версии — на самых роскошных ездили сотрудники КГБ.
В советское время по заказу КГБ на заводе ГАЗ было собрано несколько сотен автомобилей. Первой стала «Победа М20Г» в шестицилиндровой модификации, их было выпущено около сотни. Затем под нужды ведомства стали адаптировать «Волгу-23» и ее последующие модификации.
Внешне эти автомобили не отличались от гражданских, но по своим характеристикам значительно превосходили серийные модели. В среднем они были быстрее на 15-20 километров в час. Кроме того, автомобили КГБ часто оснащали автоматической коробкой передач, но для маскировки устанавливался рычаг как у ручной.
В 70-х выражение «черный воронок» настолько закрепилось в общественном сознании, что многие не сомневаются: все автомобили КГБ выкрашены в черный цвет. На самом деле «Волги» были разноцветными, некоторые даже были похожи на такси — чтобы не выделяться в потоке машин. Коллекционеры говорят, что иногда на подобных «Волгах» бывает 5-10 слоев краски.
И все же опытный человек мог распознать специальную версию машины. Звук восьмицилиндровой «Волги» отличается от звука серийных версий с четырьмя или шестью цилиндрами. Кроме того, на более мощный двигатель нужно установить два глушителя. Однако дизайнеры маскируют их, объединив на выходе в одно целое.
Более мощные «Волги» использовались в основном для слежки за иностранцами. Приезжие журналисты и сотрудники посольства как правило ездили на иномарках, и, если бы что-то случилось, агенты не смогли бы догнать их на обычной «Волге» — нужен автомобиль помощнее.
Что интересно, ни одна из этих машин не засекречена. Доступна вся техническая документация, это не государственная тайна, так что все знают о создании «секретных» моделей. Но информация о специальных примочках не разглашается. К примеру, пока точно не известно, изменил ли КГБ автоматически регистрационные номера своих автомобилей. Но точно известно, что водитель может включать фары по одной.
Бывший символ элегантности и любимый автомобиль аппаратчиков среднего звена отчаянно пытался конкурировать с иномарками — после распада Советского Союза в 1991 году они наводнили авторынок. «Волга» с неудобным управлением и дешевым салоном не могла конкурировать с японскими и немецкими автомобилями, доминировавшими на рынке в посткоммунистическую эпоху.