Токио — По американским спортивным меркам, паралимпийцы Украины — это маленькое чудо, этакий славянский эквивалент бейсбольного клуба «Окленд Атлетикс».
На завершившейся в воскресенье токийской Паралимпиаде в общем медальном зачете украинцы заняли пятое место, получив 98 наград, или всего на шесть меньше, чем сборная США. Но у первой четверки стран — Китая, Британии, России и США — в Токио было у каждой более 220 спортсменов, а Украина привезла туда всего 139 атлетов.
«Эта маленькая страна не по размерам успешна», — сказал официальный представитель Международного паралимпийского комитета Крейг Спенс (Craig Spence).
Украинские олимпийцы с «обычных» игр такому успеху своих паралимпийцев могут только позавидовать, потому что они в медальном зачете в прошлом месяце были только шестнадцатыми. Эта команда завоевала одну золотую медаль, или ровно на четыре меньше, чем Максим Крипак, который за победы в соревнованиях по плаванию получил целых семь наград: пять золотых, одну серебряную и одну бронзовую. Благодаря этому он стал рекордсменом токийской Паралимпиады по количеству медалей.
Украина уже на девятой Паралимпиаде подряд (включая летние и зимние Игры) входит в первую шестерку стран в медальном зачете. И это несмотря на то, что ООН постоянно называет ее одной из самых бедных стран в Европе, где трудно жить инвалидам.
Такие спортивные достижения практически не прерываются в последние годы, хотя Россия в 2014 году захватила Крым, отняв у украинских паралимпийцев тренировочный центр высоких достижений на Черном море. То есть формально россияне ничего не отнимали, поскольку государство Украина осталось собственником этого центра, однако давний депутат парламента и председатель украинского паралимпийского комитета Валерий Сушкевич заявляет, что украинскому гражданину сложно согласиться на пользование этим центром.
Новый украинский паралимпийский центр с оборудованием, приспособленным к нуждам инвалидов, строится в городе Днипро (бывший Днепропетровск — прим. ред.), находящемся в той части восточной Украины, которая контролируется украинским правительством.
67-летний Сушкевич вырос при советской власти. Он пользовался инвалидным креслом, но начал заниматься плаванием и участвовать в соревнованиях, несмотря нато, что в советском обществе существовало предубеждение против публичных мероприятий с участием инвалидов.
«Это считалось нарушением благостной картины Советского Союза», — сказал Сушкевич, которому власти по сути дела объявили в СССР, что он должен жить вне общества.
Советский Союз преуспевал на Олимпийских играх, однако на Паралимпиаду отправил своих спортсменов только в 1988 году, после чего СССР в 1991 году, наконец, распался.
Украина как независимая страна впервые появилась на Играх в Атланте в 1996 году и завоевала всего семь медалей — ровно столько, сколько один Крипак получил в Токио.
Но Сушкевич разрабатывал программу «Инваспорт», в рамках которой во всех областях Украины строились спортивные центры для людей с ограниченными возможностями и спортивные школы для детей.
«В „Инваспорте" сочеталась государственная и негосударственная система», — сказал он. Цель заключалась в том, чтобы обеспечить людям спортивную активность и параллельно содействовать появлению паралимпийцев.
«До спорта у меня практически ничего не было. Нет, буквально ничего не было, — рассказала в 2012 году Би-Би-Си двукратная чемпионка Паралимпиады по силовому троеборью со штангой Лидия Соловьева. — У меня не было квартиры. У меня не было зарплаты. У меня не было хорошей пенсии. Но сейчас благодаря спорту все это у меня есть».
Пресс-секретарь Управления ООН по правам человека Марта Хуртадо (Marta Hurtado) подтвердила, что у инвалидов на Украине в целом весьма ограниченные перспективы.
«Беспокойство вызывает большая роль государственных учреждений в работе с украинскими инвалидами. Между тем будет лучше, если помощь им будет оказываться со стороны семей или их местных общин, — написала она нам в своем электронном письме. — Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями, когда инвалидов без всяких условий отправляют в обычную школу, остается редкостью, не превращаясь в норму. Это результат дефицита инфраструктуры и негативного отношения в обществе».
Бегунья Оксана Ботурчук, четыре раза участвовавшая в Паралимпийских играх и завоевавшая три серебряные медали в Токио, сказала, что ее стали больше узнавать на Украине после того, как в этом году вышел фильм о ее жизни под названием «Пульс».
«В моей стране спортсмены-паралимпийцы не очень популярны, — заявила она. — А теперь все вдруг узнали, кто я такая. Часто приходится слышать: о, это ты серебряная медалистка Паралимпиады?»
Этим летом президент Украины Владимир Зеленский встретился с паралимпийской сборной перед ее отъездом в Токио и извинился за то, что «ни один президент все эти годы лично не присутствовал на проводах наших паралимпийцев на летние и зимние Игры».
Перед зимней Паралимпиадой 2018 года произошло два важных изменения. Спортивные состязания начали транслировать в прямом эфире, а сумма премиальных стала примерно такой же, как и у олимпийцев.
По словам Сушкевича, вознаграждение за золотую медаль составляет около 125 000 долларов, за серебряную — 80 000 долларов, а за бронзовую — 55 000 долларов. Раньше эти суммы составляли, соответственно, около 40 000, 26 000 и 8 000. Примерно столько же сегодня получают американские олимпийцы и паралимпийцы.
Сушкевич признался, что этим летом результаты вызвали разочарование после третьего места в медальном зачете 2016 года (тогда в Рио Украина уступила лишь Китаю и Британии). Тогда золотых наград у Украины было 41, а в этом году 24. (Официально Международный олимпийский комитет считает места команд в медальном зачете по числу золотых медалей, а не по общему количеству.)
В Токио приехали спортсмены из России, которых в 2016 году не допустили до участия из-за организованной при поддержке государства допинговой программы. Это практически стало гарантией того, что украинская команда этим летом спустится на одно место ниже. В состав малочисленной украинской делегации редко входят спортсмены-колясочники, участвующие в состязаниях по баскетболу и регби — тех видах спорта, где много наград завоевывают американцы.
«Многие из окружающих говорили мне, что в 2016 году были восхищены нашими результатами прежде всего потому, что мы оказались сильнее США», — сказал трижды паралимпиец Максим Николенко, который в том году получил золото, а в Токио серебро и бронзу. «Извините, — смущенно добавил он, — но они действительно этим гордились».
С участием Марии Варенниковой из Киева, Украина.