Таллин, Эстония — В начале августа российские СМИ сообщили, что Любовь Соболь, юрист лидера оппозиции Алексея Навального, покинула страну прямо перед вступлением в силу приговора о ее домашнем аресте на полтора года — за «нарушение санитарно-эпидемиологических правил».
Говорили, что Соболь улетела в Стамбул, откуда, по некоторым оценкам, она могла отправиться в какую-нибудь третью страну.
С тех пор местонахождение Соболь было загадкой для широкой аудитории, но на выходных она неожиданно приняла участие в Конференции имени Леннарта Мери. Ilta-Sanomat встретилась с Соболь на полях конференции.
«Я сменила опасное место работы на менее опасное. Но я не считаю себя политическим эмигрантом», — сказала Соболь.
Своими планами на будущее Любовь Соболь не делится. Однако между строк можно понять, что возвращаться в Россию она не собирается — по крайней мере, в ближайшее время.
«Я не рассказываю о своем маршруте по причинам безопасности. Пусть Путин еще понервничает на этот счет», — смеется она.
Любовь Соболь известна как один из самых близких партийных товарищей Навального в Фонде борьбы с коррупцией*, деятельность которого официальная Россия признала экстремистской.
В команду Навального также входит пресс-секретарь Кира Ярмыш, имя которой появилось в заголовках российской прессы 30 августа.
Сообщалось, что Ярмыш улетела в Хельсинки, но ее местонахождение сейчас неизвестно. Соболь происходящее не прокомментировала.
«Я не могу комментировать дела Киры Ярмыш, это неэтично», — сказала Соболь.
Когда в России сообщили о бегстве Ярмыш в Хельсинки, прокремлевский канал РЕН ТВ опубликовал видео, на котором якобы было запечатлено, как Ярмыш проходит регистрацию на рейс.
Человек на видео одет таким образом, что его личность очень тяжело установить. Видимо, автор видео заранее получил точную информацию о маршруте девушки.
Соболь говорит, что не смотрела видео РЕН ТВ, но может предположить, как оно было снято.
«Как известно, российские телеканалы тесно сотрудничают с сотрудниками сил безопасности. Так что существование такого видео меня совершенно не удивляет».
По мнению Соболь, деятельность политических противников президента Владимира Путина сейчас практически невозможна.
«На практике у представителей оппозиции есть два варианта. Их либо отправляют в тюрьму на время президентского срока Путина, либо они не могут оставаться в России и заниматься политикой».
Любовь Соболь и Киру Ярмыш недавно обвинили в нарушении санитарно-эпидемиологических правил. Обеих осудили на полтора года домашнего ареста за подстрекательство к нарушению санитарно-эпидемиологических правил из-за призыва к участию в несанкционированных акциях поддержки Алексея Навального.
Соболь и Ярмыш технически смогли покинуть страну только сейчас, поскольку обе обжаловали решение суда, и их наказания еще не вступили в силу. На самом деле, российские чиновники точно знали об их отъезде: похоже, они не хотели мешать женщинам уехать из страны.
Возникает вопрос: неужели у Кремля появилась новая тактика — способствовать добровольной ссылке представителей оппозиции?
«В голову к Кремлю залезть невозможно. Однако очевидно, что до начала выборов в Госдуму меня не хотели сажать за решетку. Меня просто хотели каким-то образом контролировать, чтобы я не могла продвигать концепт Навального „Умное голосование"**», — рассуждает Соболь.
На Любовь Соболь заведено два дела — довольно безобидных в сравнении с общей ситуацией в стране.
По делу о нарушении коронавирусных ограничений Соболь должна была оставаться в Москве и Московской области, быть с десяти вечера до шести утра дома, не участвовать в общественных мероприятиях и регулярно отмечаться в уголовной инспекции.
За появление у квартиры сотрудника ФСБ, связанного с отравлением Навального, и за нарушение неприкосновенности жилища Соболь получила один год исправительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства.
По словам Соболь, ей грозят новые обвинения. То же самое наверняка касается и Ярмыш.
«Мое имя упоминается в трех других делах о мошенничестве, экстремизме и клевете. Меня еще официально ни в чем не обвинили, но ситуация наверняка бы изменилась после 19 сентября — то есть после выборов в Госдуму», — говорит Соболь.
По мнению Соболь, нельзя думать, что после выборов Кремль будет давить на оппозицию меньше. Она считает, что именно сейчас стало немного спокойнее, поскольку перед выборами в Думу у Кремля есть потребность «продемонстрировать своего рода гибридную демократию».
«После выборов дела в России, как обычно, пойдут хуже, поскольку тогда чиновники прекратят стесняться. Мои адвокаты предупреждают, что мне может грозить арест до конца президентского срока Путина.
Российские выборы в Думу состоятся с 17 по 19 сентября. В связи с коронавирусом время проведения голосования продлили до трех дней. Более весомой причиной многие считают возможность фальсификации.
По словам Соболь, о полноценных выборах в данном случае говорить не приходится. Однако показной процесс важен Кремлю, поскольку «Единой России» необходимо обеспечить себе убедительную победу.
Команда Навального продвигала так называемое «Умное голосование». Это протест, при котором в разных избирательных округах стремились привлечь внимание к кандидатам, никак не связанным с «Единой Россией».
Сторонники Алексея Навального в этих выборах участвовать не смогли. Против Навального, который находится сейчас в колонии, выдвигаются новые обвинения.
* иноагент, решением суда признан экстремистской организацией
** Роскомнадзор ограничил доступ к указанному сайту, так как он используется для продолжения деятельности и проведения мероприятий экстремистской организации