Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Dagens Nyheter (Швеция): о том, как важно иногда суметь промолчать

Беседа - ИноСМИ, 1920, 09.09.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России люди часто думают, что от них ждут какого-то определенного ответа, пишет шведская журналистка. И делает вывод: из-за этого они или услужливо дают ответы, которые, по их мнению, от них ожидают, или вообще не хотят разговаривать. Утверждая это, она явно упускает из виду совет своего российского тренера по верховой езде.

«Вы не могли бы рассказать, почему прививаетесь против коронавируса и что сейчас чувствуете? По возможности говорите не дольше 13 секунд».

В прошлом году я случайно услышала, как тележурналист формулировал этот свой вопрос. Это было в московской поликлинике, где начали проводить вакцинацию против covid-19 и куда пригласили большую группу журналистов.

Это очень хороший способ заставить интервьюируемого задуматься, «а сколько это — 13 секунд» — вместо того, чтобы поразмыслить над заданным вопросом.

Но тому журналисту было важнее, чтобы материал был удобен для монтажа. Содержание его не интересовало.

Поселившись в Санкт-Петербурге, я сделала одно открытие — после того, как впервые в жизни нашла себе хорошего инструктора по верховой езде. Открытие заключается вот в чем: когда ты сидишь на лошади, единственное, что имеет хоть какое-то значение — понимает лошадь, что ты говоришь, или нет. До этого меня учили, что в первую очередь важно быть дружелюбным и решительным. Это, конечно, тоже правда. Но сейчас я поняла, что можно быть сколь угодно дружелюбным и решительным, но, если с точки зрения лошади ты несешь ерунду, ничего хорошего не выйдет.

Мой инструктор по верховой езде говорит, что лошадь — это ребенок. Насколько точно ты ее проинструктируешь, настолько хорошо она и выполнит задание.

Эта максима касается не только детей, лошадей и собак, но и взрослых людей. И особенно очевидно это проявляется в ситуации с интервью.

Большая часть моей работы состоит как раз в том, чтобы брать у людей интервью. Когда я была помоложе, то считала, что интервью сводятся к тому, чтобы подготовить энное количество вопросов, на которые нужно получить ответы. У меня ушло много лет, чтобы понять, насколько трудно на самом деле взять у кого-то интервью.

Речь идет на самом деле о простой вещи: нужно дать человеку почувствовать, что его история очень важна, и что ты слушаешь его с искренним интересом. Но универсального метода добиться этого не существует. Пути к доверию человека всегда разные.

Чтобы взять интервью у кого-то, кто раньше никогда не давал интервью, нужно иметь терпение. В России люди часто думают, что от них ждут какого-то определенного ответа — что вопрос не открытый. Из-за этого они либо услужливо дают те ответы, которые, по их мнению, от них ожидают услышать, либо замыкаются и вообще не хотят разговаривать. В обоих случаях лучший выход — не задавать слишком много вопросов. Вместо этого лучше выждать.

<…>

В человеческой коммуникации беседа часто может расцвести по-настоящему из-за каких-то незначительных вещей. Тут важно ощущение, что тебя понимают, доброжелательность, но также и чуткость к нюансам. Но самое главное, чтобы тот, кто берет интервью, меньше задумывался о том, что бы он сказал сам, но прикладывал больше усилий, чтобы услышать другого человека.