Едва ли не все комментаторы дружно отметили масштабный фактологический «ляпсус» новейшего «корифея исторических наук» Владимира Путина, перепутавшего во время встречи первого сентября в честь Дня знаний со школьниками и лицеистами во Владивостоке Северную и Семилетнюю войны, которые Московское царство, а затем Российская империи вели в восемнадцатом веке. Так же дружно и справедливо все независимые комментаторы высмеяли «корифея». Действительно: перепутать эти войны — это что-то вроде того, чтобы перепутать наиболее масштабные войны двадцатого столетия — Первую и Вторую мировые.
Но смех смехом, а мой коллега Борис Соколов привлек внимание к тому, что Путин обосновывал своими экзерсисами — к утверждениям о благотворительности расширения империи и превращение ее в одну из ведущих мировых супердержав. Мол, если бы Российскую империю искусственно не развалили, в ней сейчас жило бы пятьсот миллионов человек, а такое количество народа — это «совокупная мощь государства, которая в геометрической прогрессии постоянно увеличивается, создается все более и более мощная основа развития, существования, благополучия».
Так ли это? Вернувшись из армии, в 1979 году я слушал на «Свободе» страстный монолог известного российского писателя и мыслителя, который убедительно доказывал, что для России победа в Северной войне и создание империи было катастрофой, ведь деспотичная евразийская империя несовместима с благополучием и развитием своих подданных. Звали того мыслителя Александром Солженицыным — тогда он еще не сбился на прославление самых глупых черт русского самодержавия…
Но главное здесь в другом: квазиисторические экзерсисы Путина под портретом создателя Российской империи Петра I (что интересно — бисексуала и сифилитика) преследуют цель настраивать как молодежь, так и все русское общество на восстановление сверхдержавы в максимально расширенных «исторических» границах (напомню, что в состав этого государства, кроме территории СССР, в разные времена входили: значительная часть Польши, Финляндия, Северная Персия, Аляска и тому подобное — и даже некоторые Гавайские острова и анклав в Африке…). А для обоснования «особых прав» русских и восхваления «великого и мудрого» Сталина используются сильнодействующие средства. Ведь Сталин для Путина — не столько личность, сколько методы как безжалостного уничтожения всех, кто способен сделать «шаг влево, шаг вправо», так и тотального подавления способности людей к самостоятельному мышлению, когда вместо знаний и логики размышлений и действий представляются навязанные властью политические и социально-исторические мифологемы, когда подданные Кремля и Лубянки живут не в реальном мире, а в мифологическом, где все решает «великий вождь» и где люди четко разделены на «нас» и «их», то есть все, кто не с нами, кто живет в реальном мире, против нас, они враги.
А поэтому стоит обратить особое внимание на следующий пассаж из выступления Путина, в котором он в очередной раз обращается к едва ли не самому важному основополагающему мифу российского неототалитаризма — мифу о «Великой Отечественной», но под несколько иным ракурсом, чем раньше: «Что для нас особенно важно, это Великая Отечественная война, война советского народа против нацистской Германии. А надо сказать, что победа над нацизмом ‒ это, наверное, одно из очень ярких, значимых событий всего XX века, это, безусловно, так. Если бы этой победы не состоялось или, не дай бог, нацисты победили бы, мир бы был совершенно другим, и судьба русского и других народов России была бы абсолютно другой, вообще не было бы никакой судьбы. Потому что в документах рейха, это не болтовня, в документах прописано: часть славянского населения России должна быть использована на работах, те, кто может работать; часть, кто работать не может, не нужны, за Урал, на север, в необжитые регионы ‒ то есть на вымирание, чтобы было понятно, ‒ а часть вообще уничтожить в газовых печках. Судьба русского и других народов России была бы другой, нежели судьба западноевропейских народов, порабощённых нацистской Германией. Те народы они воспринимали более или менее как генетически свои и рассчитывали, что с ними можно сосуществовать. С нашими народами ‒ нет, с русским народом ‒ нет, русский народ подлежал ликвидации, уничтожению».
Узнали? Нет? Путин кратко излагает одну из самых раскрученных российских мифологем последних лет, а именно — мифологему «Генерального плана OST», которая утверждает, что нацисты, мол, собирались уничтожить то ли всех славян сразу, то ли сперва восточных, а потом и всех остальных. Уже несколько месяцев российский сегмент интернета полон рассказами об этом ужасном плане, согласно которому должны были быть ликвидированы славянские народы и те этносы, которые населяли европейскую часть СССР, их земли заселены немецкими колонистами, а границы будущей великой Германии должны были пройти по Волге и Уральскому хребту. Украина же с ее черноземами и другими богатыми природными ресурсами в этом плане занимала едва ли не главное место (хотя ее в интернете обычно не называют собственным именем, ведь это «один народ» с русскими). В отличие от Путина, который даже не упомянул об уничтожении нацистами евреев и кочевых цыган, российские распространители мифологемы «Плана OST» отмечают, что Холокост был лишь прелюдией или началом более масштабных программ «освоения» восточных земель. И при этом отмечают, что Гитлер не собирался уничтожать французов или англичан, голландцев или норвежцев, а вот уничтожение и ассимиляция славян, в том числе украинцев в его ближайшие планы входили.
Что ж, разберемся. На самом деле, существовали созданные определенными структурами Третьего Рейха документы, связанные с «Генеральным планом OST», то есть планом освоения так называемых восточных земель. Действительно, эти документы удостоверяют намерения «этнической чистки» завоеванных земель и их колонизацию. В самом деле, они пропитаны пренебрежением и ненавистью к людям «низших рас». Но это были планы не нацистской Германии, а определенной «группы по интересам», лидером которой был начальник Главного управления имперской безопасности, заместитель имперского протектора Богемии и Моравии обергруппенфюрер СС Райнхард Гейдрих. Напомню, что именно Гейдрих руководил действиями СС во время «Хрустальной ночи» в ноябре 1938-го года; именно по его инициативе тогда же были созданы айнзатцгруппы СС для «наведения порядка» на оккупированных территориях; именно он с началом войны с СССР руководил деятельностью айнзатцгрупп СС, которые ликвидировали евреев, цыган, коммунистов и потенциальных врагов на территории СССР.
Еще в декабре 1940 года Гитлер поручил Гейдриху создать план «окончательного решения» еврейского вопроса. Двадцатого января 1942 года в пригороде Берлина Ванзее этот тайный план был создан. Гейдрих предлагал отправлять евреев на восток на принудительные работы, где большая их часть должна была погибнуть от изнурительного труда, а остальных впоследствии следовало уничтожить. Первыми под «кровавые жернова» попали польские евреи; их ликвидация производилась в рамках «Операции Райнгард». Ну, а уничтожение евреев Украины летом и осенью 1941-го происходило еще до принятия решения о «окончательном исполнении»; командующий шестой армией генерал-фельдмаршал Райхенау отличался большей нацистской ортодоксальностью, чем, возможно, сам Гитлер.
Но даже самые безумные проекты «решения славянского вопроса» не предусматривали тотального уничтожения населения оккупированных земель. Речь шла о сочетании германизации, выселении на восток и ограничении рождаемости тех, кто должен был работать на «высшую расу». Можно немало рассказывать о различных набросках и проектах «Плана OST» (окончательный его вариант никогда не существовал) — да это, пожалуй, отдельная тема. В конце концов, начатый в 1940 году и разрабатываемый после начала войны с СССР, до смерти Гейдриха от ран четвертого июня 1942 года, нанесенных ему чешскими парашютистами-диверсантами, «Генеральный план OST» исчезает из горизонтов немецкой политики. Поэтому стоит поблагодарить британское «Управление специальных операций» за это…
Да и уничтожать всех славян в Берлине намеревались только крайне безумные нацисты. Ведь союзниками Германии в войне были Словакия, Хорватия и Болгария, а протекторат Богемия и Моравия входил в Германию (там действительно собирались германизировать половину населения — что крайне не хватало Гитлеру для реализации его планов «истинных арийцев»).
А вообще рассчитанные на тридцать лет воплощения после окончания войны меры, описанные в набросках «Плана ОSТ», поражают не только откровенным расизмом, но и вопиющим дилетантизмом: число немецких колонистов для освоения огромных территорий до Волги и Урала колебалось у разных «экспертов» от четырех с половиной до двенадцати миллионов, на которых должно работать от десяти до двадцати миллионов «унтерменшев». Интересно, кто бы при таком раскладе эффективно использовал завоеванные ресурсы? Впрочем, Великая Германия должна была забрать не все оккупированные территории: Транснистрия (земли по Южный Буг) отходили Румынии, финно-венгерские народы России рассматривались как близкие к арийцам, их территории должна была забрать Великая Финляндия, ну, а кубанские и донские казаки априори считались арийцами, потому что, мол, были «потомками готов». Так же арийским народом считались калмыки. Однако и без заселенных всеми ими территорий даже в далекой перспективе Германии было бы трудно выделить более чем несколько миллионов колонистов на огромные площади с черноземами, углем, нефтью, железной рудой, лесом… Существенно ли изменилась бы жизнь бесправных в СССР шахтеров и колхозников Украины в случае победы Германии?
О преступных идеях и алогичной ерунде различных проектов «Плана ОSТ» можно написать еще немало, но отметим главное: эти проекты только на бумаге предусматривали переселение миллионов представителей славянских народов на Север и в Сибирь, в тяжелые и неприспособленные для жизни условия, а власть СССР уже осуществила это в период с 1929 по 1941 годы. Речь идет не только о ГУЛАГе, не только о депортированных и выдворенных, а и о добровольно-принудительном привлечении рабочей силы на освоение территорий Урала и за Уралом. Поэтому Путин, говоря о преступных нацистских планах выселения миллионов людей «за Урал, на север, в необжитые регионы — то есть на вымирание» как-то «забывает», что в СССР это более десятилетия было общепринятой практикой. Нет, я не обеляю тоталитарный краснознаменный немецкий социализм; просто не стоит забывать, что в СССР такой краснознаменный социализм утвердился раньше, что Сталин убил больше украинцев, чем Гитлер.
А вместе с тем не стоит забывать, что СС и СД имело мощного оппонента. Он звался Вермахт, к которому подключились Люфтваффе и Кригсмарине. Уже через месяц после начала войны с СССР немецкие генералы просили Гитлера разрешить формирование русской армии. Гитлер это запретил. Но генералы обошли его: категорически не хватало «живой силы» из числа «истинных арийцев». Поэтому каждый полк немецкой пехотной дивизии к концу лета 41-го года уже имел сверх штата так называемый четвертый батальон, сформированный в основном из бывших бойцов Красной армии; работу тыловых служб в значительной мере переложили на «Гиви» (нем. Hilfswillige, «добровольные помощники»). В ноябре 1941-го командование группы армий «Центр» создало шесть вооруженных батальонов «Гиви», названных «восточными формированиями», а командование группы армий «Юг» создает из военнопленных «казачьи сотни».
Дальше — больше: Гудериан, идя на Москву, оставил у себя в тылу большую территорию, где действовало российское самоуправление со своими вооруженными силами — так называемую Локотскую республику, где немцев, кроме нескольких представителей командования, вообще не было. Десятого февраля 1942 года Гитлер в очередной раз издает приказ о запрещении таких вещей, и снова генералитет этот приказ нарушает. В апреле 1942-го «Гиви» было уже двести тысяч, а в июле 1943 года — уже шестьсот тысяч. Немецкие фронтовики в массе своей не считали их «низшей расой»; более того, с лета 1943 года украинцы, русские, белорусы и другие славянские народы причисляются к «арийским», хотя Гитлеру все это очень не нравилось. С октября 1943-го года «Гиви» были включены в стандартный штат немецкой пехотной дивизии: численность личного состава такой дивизии составляла десять тысяч семьсот восемь воинов и две тысячи пять «вспомогательного персонала». По состоянию на февраль 1945 года численность «Гиви» составляла шестьсот тысяч человек в сухопутных войсках, от пятидесяти до шестидесяти тысяч в Люфтваффе и пятнадцать тысяч человек в Кригсмарине. Это не считая дивизий и корпусов «Ваффен СС» и подразделений РОА Власова. Более шестидесяти процентов участников всех этих формирований составляли русские…
Кстати, идеологом массовой депортации украинцев на восток во время войны был и Сталин. Это отмечал генерал-лейтенант НКВД Рясной, нарком внутренних дел СССР в 1943 — 1946 годах; депортация началась, но была остановлена. «Украинцы избежали этой участи только потому, что их было слишком много и не было места, куда их сослать. Иначе он их тоже сослал бы». Так в секретном докладе о культе личности Сталина и его последствиях на ХХ съезде КПСС говорил Никита Хрущев. Но главное, очевидно было в другом: нехватка «пушечного мяса» на фронте, та же причина, что и у нацистов.
Еще раз подчеркну: речь идет не о том, какой краснознаменный тоталитарный социализм был лучше, а о другом. Как отметил в романе-документе «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов, «священная» война СССР против Гитлера была лишь неистовой борьбой за право сидеть не в чужеземном, а в своем собственном концлагере, лелея надежды расширить именно его на весь мир.
А тем на Украине, кто до сих пор верит в историческую истинность мифологемы «Плана ОSТ», стоит обратить внимание на пассаж из выступления Путина во Владивостоке, который идет сразу после обращения к этой мифологеме: «Я не случайно сказал о том, что малороссы, великороссы, белорусы осваивали эти территории. Выходцев с той территории, которая сегодня Украиной называется, очень много. И они вместе со всем народом шли вперед и осваивали эти колоссальные территории. Не для себя. Для будущего страны, общей страны, для нашего общего будущего». Вот так. Неполноценные «малороссы», которые не являются отдельным народом, та Украина, которая является только территорией, а не страной, и только теперь получила свое название. Да неужели же? Сохранилась в музеях карта Дуная и окрестных земель от Белграда до Черного моря, составленная Джакомо Кантелли да Виньйола 1684 года, где начертаны Трансильвания, Валахия, Молдавия, Бессарабия, Черная Русь (Галиция, которая была тогда под Польшей) и Ucraina o Paese de Cosacori — «Украина, казацкая земля». Однако российские социально-исторические мифологемы вообще не коррелируют или чрезвычайно мало коррелируются с реальностью — чем масштабнее ложь, тем она действеннее!
В целом же мифологема «Плана OST» чрезвычайно опасна для Украины и украинцев. Она легитимизирует и возвеличивает сталинизм — конечно, Сталин и Жуков, Берия и Мехлис спасли славян и в частности украинцев от уничтожения. Легитимируется и отбеливается так называемая Великая Отечественная война, задуманная и подготовленная как захватническая война, имевшая целью оккупацию Европы вплоть до Атлантики.