13 сентября состоялся необъявленный визит президента Сирии Башара Асада в Москву для встречи с Владимиром Путиным. Стороны не уточнили ни причины визита, ни детали переговоров, так как пресс-конференции организовано не было. Все ограничилось обменом любезностями. Так, Асад сказал коллеге: «Две наши армии, российская и сирийская, достигли и добились существенных результатов не только в освобождении оккупированных территорий, захваченных боевиками, в уничтожении терроризма, но еще и способствовали возвращению беженцев, которые были вынуждены покинуть свои родные дома, покинуть свою родину». В ответ Путин сделал ироничное заявление, поздравив сирийского президента с победой на выборах, где он получил более 95% голосов: «Результаты говорят о том, что люди Вам доверяют и, несмотря на все сложности предыдущих лет и трагедии предыдущих лет, все-таки с Вами связывают процесс восстановления и возвращения к нормальной жизни». В этот момент на губах Башара Асада появилась удовлетворенная улыбка как попытка скрыть настоящие чувства в ответ на насмешку со стороны своего покровителя и защитника, ведь он отлично понимает — это ложь и показатель пренебрежительного отношения к сирийскому народу.
Президент России назвал причиной текущего кризиса присутствие иностранных сил на сирийской территории, имея в виду иранские, американские и турецкие войска. Кроме того, он призвал Асада быть открытым к диалогу с оппозицией.
Первый визит
Прошло шесть лет с тайного визита главы сирийского государства в Москву, когда он обратился к давнему союзнику с просьбой спасти его режим от падения по примеру режимов в других арабских странах во время «арабской весны». Причиной визита стало разочарование сирийского лидера действиями другого союзника — Ирана, который не смог дать отпор вооруженной оппозиции, несмотря на большое количество шиитских ополчений, мобилизованных из Афганистана и Пакистана. Помимо бригад «Фатимиюн», «Зайнабиюн», «Абу Фадль аль-Аббас», на стороне режима сражались силы Корпуса стражей исламской революции, ливанская «Хизбалла» и ряд иракских вооруженных формирований вроде «Асаиб Ахль аль-Хакк». Все они потерпели крупные поражения и понесли тяжелые человеческие потери.
Условия Путина
Во время того визита Путин поставил перед сирийским коллегой ряд условий: расширение российской военно-морской базы в Тартусе; строительство наземных военных баз, крупнейшей из которых стала авиабаза в Хмеймиме; заключение контракта о ее аренде на следующие 49 лет; присоединение наемников из частной военной компании «Вагнер» к исламистским формированиям, ответственным за массовые убийства людей; представление российской армии возможности испытать свое оружие и получить боевой опыт в ходе бомбардировок сирийцев. В результате этих бомбардировок погибли тысячи мирных жителей, в том числе сотни детей, а также были разрушены медицинские учреждения, школы и жилые дома. Кроме того, Москва выдвинула следующие условия: участие в любых переговорах по Сирии за пределами страны и разработка планов по устранению сирийской вооруженной оппозиции как с помощью силовых инструментов, так и уловок вроде зон деэскалации. Как признался министр обороны России, армия испытала двести образцов нового оружия в Сирии. Наконец, сирийские власти или армия ни при каких обстоятельствах не должны препятствовать российским войскам.
Все эти несправедливые условия, лишающие Сирию суверенитета и ущемляющие права ее народа, были с легкостью приняты Башаром Асадом. Как доказали последующие шесть лет, Путин считает Сирию еще одной российской вотчиной и поэтому может появляться на базе Хмеймим без уведомления сирийских властей или вызывать главу режима в Москву, когда того пожелает.
Достаточно вспомнить визит Путина на авиабазу Хмеймим в конце 2017 года и то, как Кремль намеренно распространил унизительную видеозапись, на которой охрана президента не позволила Асаду сопровождать его во время церемонии открытия базы.
В просьбе Асада о помощи Москва неожиданно нашла возможность вернуться на международную арену, обеспечив постоянное присутствие в сирийских теплых водах, в то время как российские компании получают прибыль от участия в реконструкции и продажи оружия.
Восстановление позиций режима
Слова Башара Асада о достижениях и победах сирийской и российской армий в процессе освобождения территории и возвращения в страну беженцев напоминают высказывание его отца после поражения в войне 1967 года. Как выразился тогда Хафез Асад, баасистский режим одержал победу в войне с Израилем. Он объяснил это тем, что целью израильтян было свержение правящего режима в Сирии. По мнению лидера, он выдержал жестокое нападение и потерю Голанских высот, что можно считать победой государства.
Укреплению отношений способствовал визит министра обороны Сирии в Амман. В ходе встречи стороны обсудили многие вопросы, представляющие взаимный интерес. Прежде всего, речь иднт о координации усилий по обеспечению безопасности общих границ, ситуации на юге Сирии, борьбе с терроризмом и совместных усилиях по противодействию трансграничной контрабанде, в частности, торговле наркотиками. Как известно, раньше Амман стоял на стороне революции.
Политологи также назвали причину визита министра иностранных дел Израиля Яира Лапида в Москву в тот же временной отрезок. Это присутствие иранских сил и «Хизбаллы», угрожающее безопасности израильского государства. Другими словами, Тель-Авив просит Москву оказать давление на сирийский режим, чтобы тот отказался от иранского союзника и его ополченцев, но это труднодостижимо. Иран развернул свои ополчения повсюду и вложил в сирийский режим огромные суммы денег с тех пор, как вспыхнула революция, и не откажется от них. В ином случае он превратится в потенциального врага режима. Угодить московскому царю и разозлить верховного лидера Ирана — это палка о двух концах.