«Газ как оружие» — это выражение все чаще звучит в официальных и неофициальных разговорах европейских аналитиков, когда речь идет о стремительном росте цен на голубое топливо в ЕС.
Стоимость 1 тысячи кубометров газа там уже приблизилась к 900 долларам, хотя еще год назад она составляла 146 долларов. Такой тренд усиливает инфляцию как в Евросоюзе и США, так и в развивающихся странах. Между тем именно низкие процентные ставки сейчас являются главным инструментом стимулирования глобальной экономики, а инфляция угрожает их повышением, что может охладить восстановление рынков.
Бурное подорожание голубого топлива имеет прозаическую причину: российский газовый монополист Газпром сократил поставки топлива в Европу, вызвав его дефицит. По сравнению с 2018-2019 годами экспорт из РФ в страны Старого Света просел на 10 процентов. Об этом свидетельствуют и масштабы транзита газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС): если в первом полугодии 2019-го они составляли 47 миллиардов кубометров, то за аналогичный период этого года — только 22 миллиарда.
К тому же европейские подземные хранилища газа (ПХГ), которые находятся под контролем Газпрома, — Реден, Хайдах, Йемгум — почти пустые. Их заполняемость составляет 18,6 процента, тогда как в других европейских ПХГ — 78,5 процента.
«Газпром продолжает ограничивать поставки газа через Украину, не бронирует дополнительные мощности и всеми своими действиями демонстрирует, что РФ готова увеличивать поставки только после запуска „Северного потока — 2"», — отмечает Юрий Витренко, глава НАК Нафтогаз Украины.
В начале сентября строительство «Северного потока — 2» (СП-2) завершилось. Учитывая это, совсем скоро по этому российскому газопроводу российское же голубое топливо начнет поступать в европейскую энергетическую систему. В то время, когда цены на газ бьют рекорды, отказаться от использования СП-2 европейцам будет очень трудно. Хотя попытки торпедировать этот проект или ограничить его влияние со стороны Украины, Польши и других игроков не прекращаются.
«Мы видим, что цены в Европе побили все возможные рекорды, а уже установленные рекорды, вероятно, будут побиты в будущем», — заявил Алексей Миллер, глава Газпрома, во время недавней онлайн-встречи Международного бизнес-конгресса.
И хотя к высоким ценам на газ привели сразу несколько факторов, именно поведение и ценовая политика Газпрома порождают наибольшее беспокойство. «Газпром, в отличие от прошлых лет, не наполняет свои ПХГ в Европе, а закачивает газ в российские ПХГ, — говорит член парламентской фракции «Слуги народа» (СН) Андрей Герус, глава энергетического комитета Верховной рады. — Это вызывает опасения, смогут ли существенные дополнительные объемы газа быть поставлены на европейский спотовый рынок зимой».
Именно поэтому на европейском энергорынке ощущается нервозность, ведь на носу начало отопительного сезона, а цены на газовых хабах делают резкие прыжки, и промышленные потребители газа должны хеджировать риски.
«Фактически наступает год, ключевой для Европы», — резюмирует в беседе с НВ опасения относительно российской газовой политики Ольга Белькова, руководитель международного направления отечественного Оператора ГТС. Газпром действует стратегически и системно, а его цели лежат в политической плоскости. К тому же россияне умело используют ценовую конъюнктуру глобального энергетического рынка. Все это является риском для энергетической безопасности европейского континента, особенно если грядущая зима будет холодной.
Не просто цены
Европейские запасы газа сейчас находятся на 24 процента ниже того уровня, который считается безопасным для прохождения холодной зимы. К таким выводам пришел американский инвестиционный банк Goldman Sachs, чей отчет о ситуации на газовом рынке Европы есть в распоряжении НВ.
Газпром умело пользуется ситуацией, сложившейся в ЕС. Ведь к ней привели несколько факторов. Во-первых, газокомпрессорная станция в российском Уренгое ремонтируется и не может работать на полную мощность, а именно от нее в первую очередь зависят объемы российских поставок в ЕС. Аналогичный ремонт проходят экспортные мощности Австралии, которая является заметным игроком на азиатском рынке газа.
Цены на газ в Азии обычно выше, чем в Европе, поэтому когда речь идет, например, о закупке американского сжиженного газа, то азиатские страны — Китай, Япония, Южная Корея — перебивают предложения из Евросоюза. Именно поэтому последний сейчас не может легко заменить российский газ американским. Китай все активнее использует голубое топливо для производства электроэнергии, поэтому закупает его дополнительные объемы в той же России, которая поставляет топливо в Поднебесную по газопроводу «Сила Сибири».
«Газпром довольно искусно встроил свою спецоперацию в русло рыночных колебаний, потому что действительно большие объемы сжиженного газа пошли на азиатский рынок, где выше цена, и в европейских газохранилищах действительно мало газа после предыдущего сезона», — говорит Михаил Гончар, президент центра глобалистики Стратегия ХХ.
При этом США тоже ограничены (из-за ураганов Ида и Николас, частично уничтоживших экспортную инфраструктуру Мексиканского залива) в своих возможностях нарастить поставки сжиженного газа через океан. Бразилия, мощная американская экономика, из-за засухи лишилась значительной части электроэнергии, которую производили местные ГЭС, поэтому так же претендует на все виды газа, в частности из Штатов. Только Норвегия наращивает поставки газа.
«С точки зрения предложения газа, Норвегия увеличивает свою добычу и зарабатывает на этом так, как никогда не зарабатывала, — объясняет НВ Петтер Норе, известный норвежский эксперт по энергетике и профессор Нордского университета. — Есть причины полагать, что Россия сознательно ограничивает объемы поставок в Европу, чтобы поддержать свои аргументы о введении в эксплуатацию СП-2».
«Москва начала ограничивать поставки газа, когда [американский президент] Джо Байден принял сомнительное решение не применять санкции к компании Nord Stream AG [швейцарское юрлицо с русскими корнями, владеющее мажоритарной долей СП-2], — объясняет Джон Хербст, директор Евразийского центра в Атлантическом совете в Вашингтоне. — Москва хочет использовать дефицит поставок для скорейшего запуска СП-2».
Старый Свет в ответ на агрессивную ценовую стратегию Газпрома не молчит. Так, группа депутатов Европарламента призвала Еврокомиссию расследовать роль россиян в ситуации с ценами на голубое топливо. «Мы призываем Европейскую комиссию немедленно начать расследование в отношении возможных рыночных манипуляций со стороны Газпрома и вероятного нарушения антимонопольного законодательства ЕС», — написали депутаты в письме к Маргрете Вестеер, вице-президенту Еврокомиссии, и Кадри Симсон, еврокомиссару по энергетике.
«Монополиста обвиняют в рыночных манипуляциях и шантаже с целью получить согласие на эксплуатацию СП-2», — комментирует это обращение Витренко из Нафтогаза.
Гончар из центра «Стратегия ХХ» объясняет: Газпром не только продвигает интересы СП-2, но и реагирует на недавнее июльское решение Евросоюза об ограничении использования параллельного газопровода «Северного потока — 1».
«Также существует угроза для Газпрома по „Турецкому потоку" [еще один газопровод РФ — на юге], — объясняет эксперт. — Он так же должен подпадать под действие газовой директивы ЕС, хотя Газпром замаскировал эту вторую нить Турецкого потока по территории Европы под названием „Балканский поток", будто это что-то отдельное. Но это не так».
Фьючерсные контракты на газ уже показывают цену более 900 долларов за тысячу кубометров, что грозит прежде всего аграрной и химической отраслям. Так, американские и европейские производители удобрений сокращают свое производство, ведь газ является ключевой составляющей частью минеральных удобрений, используемых аграрным сектором для подготовки почвы к полевым работам.
Биржа Intercontinental Exchange, где происходит торговля производными инструментами на сырьевые товары, уже ввела дополнительные требования к операциям с этими активами для предотвращения ценовых манипуляций и дальнейшего подорожания газа.
Опыт агрессии
Россия — опытный агрессор в энергетических войнах, а Газпром — удобный инструмент для этого. Еще в 2003 году РФ приняла Энергетическую стратегию, в которой сказано, что топливно-энергетический комплекс является «базой развития экономики, инструментом осуществления внутренней и внешней политики». Практическое использование этого тезиса не заставило себя ждать.
В январе 2006-го Россия прекратила поставки электроэнергии и газа в Грузию, что стало первым этапом наращивания давления на эту страну, которое завершилось военными действиями в 2008-м.
Когда Литва в 2006-м решила продать нефтеперерабатывающий завод Мажейкяй польским инвесторам, Россия остановила на длительный ремонт нефтепровод, который поставлял ресурс для этого завода.
«Россия вполне сознательно использует атаки против критической инфраструктуры, в частности энергетической, как для достижения своих целей в политической и экономической сферах, так и для снижения военно-экономического потенциала государства [-конкурента] в наиболее сжатые сроки», — подчеркивает «слуга народа» Герус.
Взрыв на газопроводе в Туркмении в 2009 году помог России добиться удобного договора с этой страной в газовой сфере, что фактически устранило для Газпрома неудобного конкурента. Так, РФ де-факто покупала дешевый туркменский газ и перепродавала его Украине значительно дороже, не допуская прямых газовых контрактов между странами.
Постоянный европейский конкурент России на европейском газовом рынке — Норвегия. «Норвегия и Россия являются конкурентами на одном и том же европейском рынке еще с 1970-х, — рассказывает профессор Норе. — Исторически европейский рынок газа находился под контролем ограниченных групп продавцов и покупателей, а потому становился объектом геополитических и рыночных манипуляций, а Россия, например, уже давно использует свою рыночную позицию против покупателей из Восточной Европы». Кроме этого, у той же Норвегии регулярно происходят провокации на своей границе с Россией, которая состоит преимущественно из морских зон.
Украинская защита
Как бы Россия ни пыталась использовать газ как оружие, Украина хорошо защищена от таких агрессивных ценовых действий. Этому есть несколько причин. Во-первых, домохозяйства имеют годовой контракт со стабильной ценой газа до мая 2022 года, а его выполнение гарантирует кабмин. Во-вторых, Украина имеет собственную мощную добычу газа, которая способна на 70 процентов удовлетворить потребности отечественной экономики.
«Украина сейчас не выглядит лузером за счет того, что вовремя закачала газ в ПХГ в прошлом году», — подчеркивает Геннадий Кобаль, директор экспертного центра ExPro Consulting.
Впрочем, отечественная промышленность может получить неприятный удар. «Что касается роста цен на газ, то в странах ЕС, в других импортозависимых странах в итоге это переносится на конечных потребителей, и мы можем это проследить по росту котировок газа на Украинской энергетической бирже», — отмечает Витренко.
Так, если в январе 2020-го тысяча кубометров газа там стоила 5,8 тысячи гривен, то сейчас — 18,5 тысячи гривен. Химические производители Group DF, Днепроазот и Одесский припортовый завод уже сокращают производство минеральных удобрений для агросектора. Да и Киевтеплоэнерго предупредило киевлян, что стоимость тепла и горячей воды может вырасти.
Белькова из Оператора ГТС говорит о том, насколько важно именно сейчас увеличить прокачку российского газа в Евросоюз через Украину. Отечественная система транзита к этому готова. Германия, в свою очередь, обещала поспособствовать тому, чтобы прокачка газа через Украину не была меньше определенного гарантированного уровня. Но только обещала.
«Я как представитель государственной компании, которая должна быть стороной-подписантом этого соглашения «о гарантированном количестве газа», могу сказать, что мы доверяем только тем договоренностям, которые подписаны четко на бумаге, в рамках международного законодательства, с арбитражными возможностями, — подчеркивает по этому поводу Белькова. — Декларативные комментарии вроде «мы попробуем», «мы будем стараться» мы воспринимаем исключительно как политический сигнал и не можем их воспринимать как «договор о намерениях».
Худший сценарий для ГТС — это постоянные прыжки в объемах транзита газа, когда в один день совсем нет прокачки, а на следующий день она достигает максимума. Это подрывает техническую базу системы. Однако Герус уверяет, что украинская «труба» готова к разным сценариям поведения Газпрома. А минэнерго готовит национальный план действий в случае кризисных ситуаций различной степени сложности.
Еще один момент, который следует из ситуации с ценой на газ, — рост стоимости угля. Чтобы экономить на газе, некоторые европейские и азиатские электростанции возвращаются к его использованию, а это увеличивает спрос на него. Поэтому украинские производители угля, такие как ДТЭК и Центрэнерго, которая взаимодействует с государственными шахтами, могут пока получить определенный ценовой стимул для улучшения своих экономических показателей.
Герус отмечает, что именно сейчас подходящий момент для проведения политики наращивания газодобычи в Украине, которая падает второй год подряд. «Увеличение добычи газа, дальнейшая диверсификация, развитие индустрии биометана, энергоэффективность», — перечисляет он задачи для Украины в деле противостояния газовым угрозам со стороны России. Так, законопроект о биометане Рада уже приняла в первом чтении, а сейчас работает во втором чтении над законопроектом об энергоэффективности.
И это пройдет
Цены на любые сырьевые товары не могут расти бесконечно. Так, даже железная руда, которая била рекорды еще летом, потеряла значительную часть стоимости, когда рынок приобрел достаточные объемы этого ресурса.
Так же и с газом. При наихудшем сценарии цены пойдут вниз уже накануне весны 2022 года, когда Европа пройдет отопительный сезон. При наилучшем сценарии и теплой зиме это произойдет еще раньше. Многое зависит от действий Еврокомиссии, считают опрошенные НВ эксперты, и именно от еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, эстонского политика, у которой нет причин быть особенно снисходительной к Газпрому. Есть смысл провести прямые переговоры с русскими с целью урегулирования цены на газ.
Кобаль из ExPro Consulting считает, что ЕС следовало бы пересмотреть скорость введения экологических ограничений на ископаемое топливо, ведь сейчас существует объективная причина использовать в основном уголь и атомную энергетику. «Европа своими жесткими условиями по зеленому переходу создает много возможностей для переходных ресурсов, таких как природный газ, который является чистым топливом, но этот переход происходит слишком быстро, а обеспечение газом не является настолько стабильным», — подчеркивает эксперт.
Аналитики банка Goldman Sachs советуют промышленным покупателям газа хеджировать риски, используя для этого диверсификацию и биржевые инструменты. Правильные действия этого сегмента покупателей газа могут в обозримые сроки подтолкнуть цены к падению.
Гончар из центра Стратегия ХХ уверяет, что блеф россиян относительно Европы без газа зимой может в какой-то момент «зайти в крайности» — и Евросоюз ужесточит свои санкции. И США могут сделать то же самое.
«Все это гибридное газовое оружие Газпрома, которое используется в политических конфликтах», — делает вывод Герус.