Конфронтация Польши и Европейского союза выходит на новый уровень. После того как польское правительство отказалось выполнять решение Верховного суда Евросоюза по закрытию угольной шахты «Туров» на границе с Германией и Чехией, Европейский суд в Люксембурге приговорил Польшу к ежедневному денежному штрафу в полмиллиона евро. Соответствующую жалобу направила соседняя Чехия, которая считает, что шахта наносит громадный ущерб окружающей среде.
Польское правительство категорически отказалось закрывать шахту «Туров» и потребовало отменить решение Европейского суда. Премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что национальные интересы его страны всегда будут иметь приоритет над общеевропейскими, Польша намерена продолжить курс на сохранение угольной промышленности — несмотря на требования Брюсселя перейти на более экологичные источники энергии.
Польша не одинока в своем стремлении сохранить угольную отрасль. В условиях нынешнего энергетического кризиса Великобритания продлила срок службы работающих на угле электростанций. Ведущая электрогенерирующая компания Drax заявила, что нехватка газа вынуждает ее «реанимировать» угольные шахты и временно отменить запланированный переход на биотопливо. Первоначально Великобритания планировала отказаться от угольной электрогенерации к октябрю 2024 года. Глава Drax Вилл Гардинер предупредил соотечественников, что надо готовиться к холодной зиме и экономить топливо. В последнее время цены на газ в Великобритании взлетели до самых высоких показателей. Среди причин — длительное безветрие, которое привело к остановке ветряков, а также отказ от угольной генерации и проблемы на атомных электростанциях.
Аналогичная картина наблюдается в Германии, где ввиду резко изменившейся ситуации уголь вновь стал основным видом топлива. Согласно последним статистическим данным, электрогенерация на основе «традиционных» источников, то есть угля, газа и мирного атома, выросла за год на 21% и составила 56% топливно-энергетического баланса. В этой «тройке» лидирует уголь, на который пришлось 27% генерации, в то время как доля ветряной энергии снизилась с 29 до 22%. Это ставит под угрозу планы правительства полностью отказаться от атомной энергетики к 2022 году и закрыть угольные электростанции к 2038 году.
Очевидно, что ставка на уголь в качестве источника энергии сохраняется в современном мире. Еще президент США Дональд Трамп отменил ограничения на добычу угля и выбросы парниковых газов. Кроме того, он снял ограничения на разработку угольных месторождений на федеральных землях. Трамп открыто заявил, что «уголь должен вернуть себе былое величие». Это объяснимо, поскольку в США на уголь приходится около трети всей производимой электроэнергии.
Еще более радикальную позицию занимает Польша, где доля угля в топливном балансе превышает 56%. На прошедшей в польском Катовице конференции по климату президент Польши Анджей Дуда заявил, что его страна даже не рассматривает возможность ограничений на добычу угля. Дуда отметил, что запасов угля в Польше хватит еще на 200 лет, и это является залогом энергетической независимости страны.