Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sasapost (Египет): четыре идеи Аристотеля, которые актуальны по сей день

Бюст Аристотеля - ИноСМИ, 1920, 26.09.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя 2500 лет идеи Аристотеля продолжают регулировать нашу повседневную жизнь, хотя некоторые люди до сих пор видят в них несправедливость. Что это за идеи? Какое отражение они нашли в современном мире? Издание Sasapost выделили четыре основные концепции величайшего древнегреческого философа.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, также известный как «первый учитель» и «учитель человечества». Он был наставником Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). Идеи, которые Аристотель выдвинул почти 2 500 лет назад, не только до сих пор актуальны, но и регулируют основные аспекты жизни современного общества. Что это за идеи? Какое отражение они нашли в современном мире?

Когда мы говорим о людях, живших в античном мире, мы должны помнить о том, что до нас дошло мало источников, содержащих их биографические данные. Мы можем представить жизнь этих людей, опираясь только на информацию об их личной жизни и общественной деятельности.

Биография юноши, который любил учиться

В Стагире (город древней Македонии) жил мальчик, который обладал недюжинным интеллектом. В 17 лет отец отправил его учиться в академию Платона в Афинах. В то время образование имело огромное значение для богатых семей, так как оно обеспечивало высокое социальное положение в древнегреческом обществе. Аристотель находится в академии до смерти Платона в 347 г. до н. э, а затем уезжает в Ассос, прибрежный город Малой Азии (северо-западное побережье современной Турции).

В Ассосе молодой Аристотель продолжает увлекаться философией и параллельно занимается исследованиями в области морской биологии. После смерти правителя Ассоса Гермия, который был его другом и соратником, Аристотель отправляется на остров Лесбос.

На Лесбосе он продолжает заниматься исследованиями вместе со своим другом и учеником Феофрастом. Аристотель женится на девушке по имени Пифиада, приемной дочери и племяннице правителя Ассоса Гермия, которая родила ему дочь, получившую имя матери. После ее смерти он берет в жены Герпеллиду, от которой он имел нескольких сыновей, в том числе Никомаха, названного в честь отца Аристотеля. Считается, что сочинение Аристотеля «Никомахова этика» было посвящено либо его отцу, либо сыну.

В 343 году по просьбе Филиппа II, царя Македонии, Аристотель уезжает в Пеллу (столица Македонии), чтобы обучать его тринадцатилетнего сына, который впоследствии станет известным как Александр Македонский. Вполне вероятно, что Аристотель оказывал влияние на Александра, но мы мало знаем об этом периоде его жизни. Несомненно одно — Александр Македонский был учеником Аристотеля. Большинство историков сходятся во мнении, что обучение длилось два-три года, то есть, когда Александру было 13-15 лет.

Подобно тому, как Аристотель восстал против идей Платона, так и Александр восстал против идей Аристотеля, выступавшего против вторжения в другие страны. Аристотель был убежден, что народы, проживающие в других странах, ниже греков, поэтому не стоит тратить на их завоевание время и ресурсы. Но ученик, похоже, не разделял убеждений своего учителя и продолжал военные кампании пока не покорил весь ближневосточный мир вплоть до Индии.

1. Концепция средней общеобразовательной школы и библиотеки

Аристотель основал свою школу в Афинах в 335 г. до н. э. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского, что дало ей название Ликей. Со временем так стала называться и школа Аристотеля. При ней находились строения и сад, а также крытая галерея для прогулок. Поэтому школа Аристотеля стала называться Перипатос (от греч. «перипатос» — место для прогулок), а ученики Аристотеля — перипатетиками. Что отличает школу Аристотеля от академии Платона?

Разница в том, что перипатетическая школа Аристотеля была первой общеобразовательной школой в древнем мире, принимающей всех учеников. В академии Платона все было иначе. Платон не только был против поэзии, но и повесил над входом табличку: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Что касается школы Аристотеля, то в нее принимали всех желающих, независимо от того, знают они геометрию или нет. Любой, кто хотел философствовать и учиться, мог присоединиться к перипатетикам.

Программа в перипатетической школе включала множество различных предметов, среди них: ботаника, биология, логика, музыка, математика, астрономия, медицина, космология, физика, история философии, метафизика, психология, этика, теология, риторика, политическая история, теория политики, литература и искусство.

Древнегреческий историк Страбон утверждал, что Аристотель коллекционировал рукописи и манускрипты. Он был первым, кто собрал библиотеку в античном мире, задолго до основания Александрийской библиотеки Птолемеями.

Греческое слово «лицей» в современных языках используется как синоним «средней общеобразовательной школы». На английском, как и на французском языке оно обозначает обычную общеобразовательную школу, в которой проводятся публичные уроки-лекции.

Таким образом, лицей Аристотеля стал прообразом современной общеобразовательной школы, которая готовит учащегося к поступлению в университет, обучая его основам различных наук.

2. «Верховенство закона»

Идея о том, что закон регулирует права и обязанности зародилась еще 2 500 лет назад. Аристотель двадцать лет провел в академии учеником Платона, который называл его «умом» своей школы. Но в последние годы он выступал против ключевой идеи в философии Платона — деления общества на четыре добродетели, три из которых соответствуют трем классам в идеальном государстве.

Платон делил добродетельное общество на три класса, высший из которых является класс философов-правителей. Он считал, что только человек, обладающий философским складом ума, способен править, но Аристотель отвергал абсолютное превосходство философов-правителей и выступал против классификации Платона.

Аристотель видел, что государства отличаются друг от друга по форме правления. Государством мог управлять человек или группа людей, но их объединяло одно — верховенство закона.

Аристотель подвергал критике идеи Платона об идеальном государстве, выдвигая идею о так называемых «политиях», известных сегодня как конституционное правительство. Такое государство управляется конституционным правом, а опорой порядка является средний класс. Аристотель считал, что государство лучше всего будет управляться представителями среднего класса. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. Это можно наблюдать в большинстве политических систем в мире.

Аристотель сформулировал четыре условия для тех, кто желает баллотироваться на выборах, которые используются в современном мире:

Во-первых, кандидатом должен быть мужчина средних лет. Во-вторых, его родители не должны быть иностранцами. В-третьих, он должен быть свободным человеком, а не рабом. В-четвертых, он должен полностью посвятить себя политике и не заниматься другими вещами. Эти условия кажутся нам довольно современными, хотя Аристотель сформулировал их 2 500 лет назад.

3. Концепция раннего капитализма

Аристотель не разделял взгляды своего учителя Платона, который выступал за общественную собственность для всех граждан, кроме правящего класса.

Аристотель признавал важность частной собственности. Он говорил, что главное — это справедливое разделение собственности между отдельными лицами и предложил механизм пользования. Например, все мы можем заказать такси, которое на самом деле является собственностью другого человека. Мы получаем выгоду, не покушаясь при этом на чужую собственность. Эти идеи были опубликованы в трактате «Политика», переведенный на арабский язык Ахмедом Лютфи ас-Сейдом.

Эти идеи могут показаться нам обычными, но они определенно не были таковыми 25 веков назад. Аристотель не только критиковал взгляды величайшего философа своего времени — Платона, но и предложил решения многих проблем.

4. Концепция патриархата

Каждый философ — зеркало своего времени, отражающее мысли того периода, в который он жил, и Аристотель не был исключением. Он не разделял взгляды Платона и выступал против равенства между мужчинами и женщинами, считая, что мужчины должны опекать женщин. Таким образом, он отдал мужчине безграничную власть и сказал, что женщина должна подчиняться ему, так как он в семье главный.

Аристотель утверждал, что одни существа рождаются для послушания, а другие — для господства, как в случае с самим человеком. Душа властвует над телом, как господин над своим слугой, а разум над стремлениями — как государственный муж.

Эти идеи в отношении женщин не были в новинку для древнегреческого общества, но высказывания Аристотеля предали им значимость, сделав эти идеи доминирующими в Средние века и вплоть до начала Нового времени.

Как идеи Аристотеля стали настолько популярными?

Ученые называют средневековую философию — «Золотым веком Аристотеля». В Средние века христианская философия подверглась влиянию Аристотеля, особенно после так называемого переводческого движения, когда античные сочинения активно переводились на арабский язык. Далее идеи Аристотеля проникли в Европу и быстро обзавелись как сторонниками, так и противниками.

Так продолжалось до тех пор, пока великий христианский философ Фома Аквинский не примирил христианство и философию Аристотеля. В XV-XVII веках философия и идеи Аристотеля стали доминировать в обществе, но впоследствии Европе и ее идейным лидерам удалось отойти от его философии и сформировать свое собственное видение мира.

Но некоторые идеи Аристотеля остались, в том числе доступное для всех среднее образование, принцип верховенства закона, отношение к частной собственности и, наконец, остатки патриархата. Европейцы, несмотря на попытки полностью избавиться от философии Аристотеля, так и не смогли до конца это сделать.

Спустя 2 500 лет идеи Аристотеля продолжают регулировать нашу повседневную жизнь. Одни люди до сих пор видят в его идеях несправедливость, а другие утверждают, что если бы в мире не было общеобразовательных школ или, что еще хуже, мы бы жили в обществе, где нет никаких законов или правил, то как бы выглядела тогда наша жизнь?