Тихоокеанская стратегия администрации Байдена в этом году подвергнется серьезному испытанию, когда Индия реализует свое соглашение с Россией о поставках оружия на пять миллиардов долларов. Эта сделка может вынудить США применить санкции, и произойдет это в тот момент, когда Вашингтон пытается сблизиться с Нью-Дели.
Сделка на поставку пяти зенитно-ракетных комплексов С-400 российского производства давно уже вызывает беспокойство в Вашингтоне, но поскольку приемка комплексов ожидается в декабре, Белому дому придется думать, как урегулировать непростые отношения между двумя странами.
Речь идет про американский закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Этот принятый в 2017 году при мощной поддержке конгресса закон предусматривает карательные меры против стран, которые заключают крупные сделки на покупку оружия из России, являющейся вторым в мире экспортером вооружений.
На сегодня под действие санкций попали только Турция и Китай, которые приобрели те же самые системы С-400, что будут поставлены в Индию. Это создает прецедент, и администрация Байдена может оказаться в неловком положении, так как Индия для нее ключевой союзник.
Похоже, что правительство Нарендры Моди твердо решило приобрести этот комплекс. «Они не отступают вот уже три года, несмотря на угрозу санкций», — сказал директор Южноазиатской программы из Центра Стимсона Самир Лалвани (Sameer Lalwani).
«Они составляли планы, они взяли на себя обязательства, и они их подтвердили. Они не боятся, и мы можем сколько угодно играть в эту игру „кто первым струсит", но последствия от нее будут только хуже для нас», — сказал он.
На прошлой неделе Моди был в Вашингтоне, где встречался с Байденом и остальными лидерами Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD), в котором участвуют Индия, Австралия, Япония и США. Они обсуждали целый ряд региональных проблем, однако ни американская, ни индийская сторона не стали подтверждать, что в повестке был вопрос об С-400.
Индия на протяжении десятилетий покупает оружие американского, российского, французского и израильского производства. Но в последние годы американская администрация пытается убедить Индию отказаться от российской военной техники, добиваясь в этом немалых успехов. Однако Россия продолжает поставлять Индии некоторые важные образцы вооружений, продавая туда атомные подводные лодки и боевые корабли.
Конечно, зенитно-ракетный комплекс занимает в этом ряду важное место.
В 2020 году администрация Трампа исключила Турцию из программы по созданию F-35, а также ввела против нее санкции по закону CAATSA после того, как Анкара получила первые комплексы С-400, что стало серьезным шагом наперекор давнему союзнику по НАТО.
Исключение из клуба F-35 стало горькой пилюлей для турецкого правительства, но Вашингтон и другие члены НАТО целый год официально и конфиденциально предупреждали президента Реджепа Тайипа Эрдогана об опасных последствиях этой сделки. Тем не менее турецкое руководство все это время оказывало демонстративное неповиновение. На прошлой неделе Эрдоган заявил о готовности приобрести вторую партию С-400 и пообещал: «Никто не сможет помешать нам принимать решения о том, какие оборонительные системы покупать, в какой стране и в каких количествах».
Индийское правительство «определенно наблюдало за всем этим с большим вниманием, и все это время мы продолжали его предупреждать», — сказал помощник госсекретаря по военно-политическими делам в администрации Трампа Р. Кларк Купер (R. Clarke Cooper). После того, как индийское правительство в 2018 году подписало соглашение с Россией, Вашингтон непрестанно подавал ему сигналы следующего содержания: «Смотрите, если вы приобретете С-400, вы можете поставить под угрозу оперативную совместимость с американскими системами, а также с системами других ценных для вас партнеров».
Закон CAATSA был принят в 2017 году в ответ на российскую аннексию Крыма. Он направлен на то, чтобы удержать страны от приобретения российской военной техники, а также покарать российскую оборонную промышленность. Но с учетом объемов экспорта российского оружия в Азиатско-Тихоокеанский регион администрации Трампа и Байдена старались применять этот закон сдержанно, чтобы не настраивать против себя активно развивающихся союзников, которые издавна покупают российскую технику.
Индии в этой эквилибристике отведено важное место, и отношение США к ее сделкам с Россией будет иметь серьезные последствия для других государств.
Индийское посольство в Вашингтоне не ответило на просьбу дать комментарии по поводу возможного применения санкций.
С тех пор как вступил в силу закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», США подает странам, имеющим давние отношения с российской оборонной промышленностью, сигнал следующего содержания: «Можете сохранить ваши АК-47, но, если вы действительно хотите иметь современную армию, стоящую рядом с США и партнерами, не рискуйте такой перспективой». «Я удивлюсь, если команда Байдена ведет переговоры с индийскими правительством в каком-то ином ключе», — сказал Купер.
Высокопоставленный чиновник из администрации, попросивший не называть его имя, поскольку он не уполномочен обсуждать данный вопрос, заявил, что в планах индийских военных закупок из России нет никакого секрета. Однако «мы призываем всех союзников и партнеров отказаться от сделок с Россией, если они чреваты санкциями» по закону CAATSA, отметил он.
Госсекретарь Энтони Блинкен не принял никаких решений по поводу санкций, заявил этот чиновник. «В CAATSA нет каких-то общих или конкретных по отдельным странам исключений, — подчеркнул он. — Все сделки с российской оборонной промышленностью и разведывательным сектором необходимо оценивать по отдельности».
Что касается Турции, то специалисты НАТО были обеспокоены тем, что мощные российские РЛС из комплекса С-400 смогут передавать в Москву ценную информацию о действиях F-35 и других самолетов. Руководство в Брюсселе заявило, что ни в коем случае не станет размещать F-35 вблизи таких радиолокационных станций, даже если они принадлежат союзнику.
Индия — это огромный рынок для экспортеров вооружений. В 2020 году на ее долю пришлось 9,5% общемирового импорта оружия. Она уступила только Саудовской Аравии, о чем сообщил Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute).
И миллиарды из этих индийских военных расходов будут по-прежнему уходить в Россию.
«Что бы ни произошло, будут ли действовать санкции, или будет сделано исключение, настоящая проблема для администрации заключается в том, как избежать многократных повторений этой ситуации», — сказал Лалвани.
В 2023 году Индия получит из России первые два из четырех новых фрегатов. А в 2023 году возьмет в аренду третью российскую атомную подводную лодку. Все соответствующие соглашения между ними уже подписаны.
«Вопрос состоит в том, будет ли это каждый раз вызывать волну санкций, — сказал Лалвани. — Есть и другая причина, по которой администрации придется решить этот вопрос с конгрессом. Дамоклов меч санкций не должен висеть над этими отношениями следующие 5-10 лет из-за того, что эти сделки уже заключены и подписаны».
В марте председатель сенатского комитета по международным отношениям демократ из Нью-Джерси Боб Менендес (Bob Menendez) направил письмо министру обороны Ллойду Остину, в котором предупредил его: «Если Индия решит идти дальше и купит С-400, это явно будет крупная, значительная, а посему подлежащая санкционному наказанию сделка с российской оборонной промышленностью… Это также ограничит возможности Индии по сотрудничеству с США в области разработки и закупки секретной военной техники».
Эти крупные сделки вынудят Вашингтон принять во внимание свои политические возможности, но острое соперничество между американской и российской военной промышленностью сохранится.
В мае Госдепартамент утвердил сделку на поставку в Индию шести противолодочных самолетов Р-8 в дополнение к тем 12, что уже действуют в составе ее вооруженных сил. Условиями сделки предусматривается, что 30% работ по изготовлению самолетов будет проведено в Индии в рамках программы Моди «Делай в Индии».
Крупный приз будет ждать кого-то в предстоящие месяцы, когда Индия решит, кому строить для ее ВВС 110 многоцелевых истребителей. Компания Lockheed Martin («Локхид Мартин») хочет продать Индии свой истребитель F-21 — модификацию F-16.
Boeing («Боинг») предлагает F-15EX Eagle II и F/A-18E/F Super Hornet, конкурируя с Gripen E/F компании Saab («Сааб»), с самолетом Rafale компании Dassault («Дассо») и с истребителем Eurofighter Typhoon, который производит консорциум в составе Airbus («Эйрбас»), BAE Systems («БАЕ Системс») и Leonardo («Леонардо»). Считается, что Россия предложит свои МиГ-35 и Су-35.
Администрация Обамы в 2016 году занесла Индию в списки своих крупных военных партнеров, подав сигнал о том, что Вашингтон желает сблизиться с Нью-Дели. Одновременно она начала подталкивать индийское правительство к тому, чтобы оно отказалось от части российской военной техники.
Такое решение дает Индии примерно такой же доступ к американским военным технологиям, какой имеют члены НАТО. Оно было принято вскоре после того, как Россия проиграла Boeing в борьбе за трехмиллиардный контракт на строительство вертолетов Apache и Chinook.
Соединенные Штаты и их влиятельная оборонная промышленность не собираются отказываться от этих сделок и от развития отношений с Индией в момент, когда эта страна становится их близкой союзницей в сдерживании Китая. Но и Индия не намерена отказываться от своих отношений с Россией. Поэтому Конгрессу и Белому дому скоро придется решать, на какие уступки они готовы пойти.