Сочинский саммит, на котором президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Владимиром Путиным после продолжительного перерыва, остался позади, при этом совместных заявлений для СМИ сделано не было, что мы могли видеть нечасто.
Поскольку в дипломатии все, что делается или не делается, имеет значение, из того, что два лидера не вышли вместе перед СМИ, можно сделать вывод, что саммит прошел не самым лучшим образом. Также возможно, что лидеры пожелали избежать «сложных» вопросов журналистов, однако, учитывая «власть» обеих сторон над своими СМИ, этот вариант не кажется реалистичным.
На самом деле до Сочи ни та, ни другая сторона не возлагала больших надежд на саммит. «Главной новостью» было то, что два лидера встречаются лицом к лицу впервые за 18 месяцев. А причина, по которой Путин и Эрдоган не встречались долгое время, в значительной мере связана с «холодными ветрами» между двумя странами.
Чрезвычайно ограниченная информация о встрече, нашедшая отражение в СМИ, показывает, что два лидера были сосредоточены на вопросах Сирии, Украины и сотрудничества в оборонной промышленности.
Так, Эрдоган в открытой для прессы части встречи сказал: «Наши совместные шаги относительно Сирии имеют большое значение. Мир в Сирии зависит от отношений Турции и России». А Путин отметил: «На международной арене мы сотрудничаем достаточно успешно, имею в виду и Сирию, и наши контакты по согласованию позиций по Ливии».
Идлиб — одна из главных тем, создающих проблемы в турецко-российских отношениях. Сирийская администрация хочет как можно скорее взять под свой контроль Идлиб — последний крупный центр, удерживаемый вооруженной оппозицией. Тем временем Турция пытается предотвратить проведение крупной военной операции здесь по своим причинам. Неурегулированность проблемы, которая стоит в повестке дня с 2017 года, испытывает терпение России и усиливает давление на Анкару. В этом вопросе, который, судя по всему, зашел в тупик, стороны, возможно, достигли нового соглашения и «в последний раз» привязали его к определенному графику.
Хотя перед саммитом слова Эрдогана о том, что «Крым был аннексирован Россией», взбудоражили Москву, обсуждение этого вопроса на саммите не ожидалось. Потому что для российской стороны поднять этот вопрос на переговорах означало «сделать Крым предметом обсуждения».
Также можно сказать, что на повестке дня — закупка новых ракетных комплексов С-400 у России. Эрдоган в начале встречи сказал с намеком на С-400: «Другой вопрос — это наши совместные шаги в оборонной промышленности. Считаем полезным отдельно поговорить и об этом. На Генеральной Ассамблее ООН известные лица особенно задавали некоторые вопросы. Мы дали им необходимые ответы, потому что мы не можем отступить от предпринятых шагов».
Очень близкий к Путину корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников написал, что, по полученной им информации, вопрос С-400 обсуждался даже дольше, чем сирийская проблема.