Шпицберген — это архипелаг, который расположился между Северным полюсом и остальной частью Норвегии.
Хотя Шпицберген находится далеко к северу от материка, именно Норвегия контролирует его территории. Как так получилось?
Андреас Эстхаген (Andreas Østhagen) — старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена. Он специализируется на политике по северным районам.
«500 лет Шпицбергеном никто не управлял. Архипелаг был общим, им могли пользоваться все», — рассказывает он.
Но 100 лет назад все больше компаний начали интересоваться добычей там полезных ископаемых и рыболовством. Компании эти были из Норвегии, России, Великобритании и Нидерландов.
Правила для Шпицбергена
«И вот тогда оказалось важным установить правила поведения на Шпицбергене. Поэтому эти страны заключили между собой договор», — рассказывает Эстхаген.
Этот договор называется Шпицбергенский трактат. Его подписали в 1920 году. И в нем сказано, что Шпицберген норвежский.
С тех пор мы, норвежцы, и заботимся об этом архипелаге и стремимся к тому, чтобы он и впредь оставался норвежским.
Важные ресурсы
Forskning: Почему Шпицберген так важен для Норвегии?
Андреас Эстхаген: Шпицберген важен по нескольким причинам. Во-первых, это самая северная часть Норвегии, и архипелаг дает нам доступ к Северному Ледовитому океану, расположенному в арктической зоне вокруг Северного полюса.
В Северном Ледовитом океане водится рыба, а под поверхностью дна, возможно, есть нефть, газ и ценные минералы. Поэтому эти территории очень ценны.
«Шпицберген — это также важное место для арктических природных исследований. Ученые из многих стран совместно работают в Свальбардском международном университете (UNIS)».
Норвегия встречается с Россией
«И последний, но не менее важный момент — Шпицберген важен для политики безопасности, от которой зависит, будут ли страны поддерживать мир или начнут войну.
Шпицберген — это место, где оборонный альянс НАТО в лице Норвегии встречается с Россией, нашим восточным соседом, который может представлять собой проблему для безопасности норвежцев», — говорит Эстхаген.
Оборонный альянс подразумевает сотрудничество разных стран с целью обеспечения безопасности. В НАТО есть правило, что «нападение на одного члена считается нападением на весь альянс». Благодаря этому уменьшается риск, что кто-то извне нападет на маленькую страну альянса.
Мы не можем делать, что хотим
«Хотя в целом между Россией и Норвегией налажен хороший диалог, в последние годы напряжение усилилось, — объясняет Эстхаген. — Например, Россия пускает военные корабли вдоль норвежского побережья».
Хотя Норвегия управляет северными островами, норвежцы не могут делать там все, что хотят.
Например, Норвегия не может держать на Шпицбергене военных. При этом все страны, подписавшие Шпицбергенский трактат, имеют право использовать природные ресурсы в этом районе — например, ловить рыбу и добывать полезные ископаемые.
Споры о крабах и рыбе
Море вокруг Шпицбергена — важный район. Здесь обитает североатлантическая треска.
Норвегия решает, сколько траулеров из разных стран могут тут заниматься рыболовством. Большинство стран с этим согласились, но споры возникают все равно.
«Вот сейчас, например, ЕС заявил, что не хочет, чтобы Норвегия определяла, сколько рыбы можно вылавливать вокруг Шпицбергена. Евросоюз хочет ввести собственные квоты, но Норвегия на это не согласна. И это может стать большой проблемой для обеих сторон.
Дело в том, что, когда кто-то оспаривает какое-то одно из действующих правил, под вопросом оказывается весь Шпицбергенский трактат.
И в таком случае встает вопрос, а останется ли вообще Шпицберген в итоге под управлением Норвегии? Так что с такими вещами очень интересно разбираться», — говорит Андреас Эстхаген.