В начале этого месяца российские олимпийские призеры Токио готовились к приему у Владимира Путина, когда им сказали, что перед встречей с президентом придется провести неделю в карантине. «До сих пор не верю, что придется просидеть семь дней в одной комнате», — написала в социальных сетях гимнастка Ангелина Мельникова. Однако это требование не новость: высокопоставленным чиновникам, журналистам и даже ветеранам Второй мировой пришлось самоизолироваться, прежде чем их подпустили на расстояние вздоха к человеку, который стоит у руля России уже более двух десятилетий и которому на следующей неделе стукнет 69.
Когда в марте прошлого года в Россию захлестнуло первой волной коронавируса, Путин облачился в желтый костюм химзащиты и посетил главную московскую инфекционную больницу по борьбе с эпидемией. Государственные телекамеры запечатлели, как он делает селфи с персоналом и жмет руку главврачу больницы Денису Проценко. «Ни один глава государства доселе не осмеливался подойти так близко к больным», — заявил тогда главный пропагандист Кремля Дмитрий Киселев в своей воскресной передаче. Обычное дело для диктатора, заработавшего свою репутацию человека действия разными ухищрениями.
Но за минувшие месяцы, наоборот, ни один мировой лидер не прятался от вируса сильнее. Через несколько дней после визита Путина в больницу Проценко объявил, что сам заболел коронавирусом, а Путин отсиживался в своей подмосковной резиденции, распекая чиновников по видеосвязи, покуда его рейтинги падали. В резиденции установили специальные туннели, где посетителей опрыскивают дезинфицирующими средствами. Главный оппозиционный деятель России ныне заключенный Алексей Навальный придумал своему политическому противнику новое прозвище: «дед в бункере».
В марте Би-би-си сообщило, что на карантин для сотрудников и посетителей, контактирующих с Путиным, и другие меры по обеспечению его благополучия Кремль потратил 85 миллионов долларов. Эта цифра тем поразительнее, если учесть, что собственную вакцину Россия запустила еще в августе прошлого года, когда президент одобрил «Спутник V». А 14 сентября Путин объявил, что будет самоизолироваться после того, как в его свите обнаружились заболевшие коронавирусом, — хотя всего три месяца назад сообщил, что привился. Две недели спустя, 29 сентября, он встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Но москвичам на его появление рассчитывать не стоит.