• На фоне резкого роста цен в среду Россия пришла на помощь Европе и предложила увеличить поставки газа в регион.
• По словам экспертов, это показало, что в вопросе обеспеченности энергоносителями Европа теперь в значительной степени зависит от России.
• США не протяжении многих лет предупреждали, что Европа уязвима и не защищена от того, что Россия может начинать или прекращать поставки газа.
• На этой неделе в Европе контракты на поставки природного газа достигли новых максимумов — и базовые цены в регионе выросли в этом году почти на 500%.
Лондон - После того, как Россия пришла на помощь Европе и предложила увеличить объемы поставок газа в регион на фоне резкого роста цен, эксперты заявили, что стало совершенно ясно одно — теперь, как и предупреждали США, Европа в вопросе обеспеченности энергоносителями в значительной степени зависит от России.
На этой неделе в Европе контракты на поставки природного газа достигли новых максимумов — и базовые цены в регионе выросли в этом году почти на 500%. При этом повышенный спрос и сокращение запасов, оказывают давление на энергетический сектор по мере того, как погода становится холоднее.
В среду произошло резкое колебание цен — сначала они достигли новых максимумов, а затем, после вмешательства президента России Владимира Путина, который предложил увеличить объемы поставок российского газа в Европу, упали.
По словам аналитиков газового рынка, это показало, что Европа становится все более уязвимой перед Россией, ожидающей, когда Германия сертифицирует вызвавший ожесточенные споры газопровод «Северный поток — 2», по которому в Европу через Балтийское море будут прокачиваться дополнительные объемы российского газа.
Строительство этого газопровода стоимостью 11 миллиардов долларов уже завершено, к большому неудовольствию США, которые долгое время выступали против этого проекта, на протяжении многих лет во время его строительства предупреждая, что этот газопровод ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы и что Россия может попытаться использовать поставки энергоносителей в качестве инструмента влияния на регион.
Администрации Обамы и Трампа поддерживали мнение представителей обеих партий, выступавших против строительства газопровода. К тому же, президент Джо Байден объявил о введении санкций против компаний, участвующих в проекте. Но в мае эти санкции были отменены, что было воспринято в качестве попытки США восстановить связи с Германией.
«Энергетический шантаж»
«Теперь Европа теперь оказалась заложницей России в вопросах поставок энергоносителей», — написал в среду Тимоти Эш (Timothy Ash), главный аналитик по вопросам суверенного долга развивающихся стран из компании «Блюбэй Ассет Мэнеджмент» (Bluebay Asset Management), в аналитической записке, назвав ситуацию «невероятной».
«[Совершенно] ясно, что Россия держит Европу (ЕС и Великобританию) в энергетическом тупике, а Европа (и Великобритания) слишком слабы, чтобы заявить об этом и что-то с этим сделать», — сказал он, назвав это разновидностью «энергетического шантажа».
«Европа ежится от страха, опасаясь, [что] по мере приближения зимы Россия еще сильнее закрутит вентили (газопроводов) и даст ей замерзнуть, пока не добьется своего и „СП — 2" не будет сертифицирован».
В среду Путин воспользовался заседанием правительства, проводившимся в режиме видеоконференции, чтобы предложить увеличить объемы поставок газа в Европу. Он также упрекнул Европу в отмене многих долгосрочных газовых контрактов в обмен на спотовые сделки, заявив, что Кремль готов вести переговоры о новых долгосрочных контрактах на продажу газа.
Многие эксперты считают, что Россия намеренно приостановила поставки газа в Европу, пытаясь ускорить сертификацию Германией газопровода «Северный поток — 2». Однако Россия опровергла это, а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в среду опроверг заявления о том, что Россия сыграла какую-то роль в возникновении энергетического кризиса в Европе.
Тем не менее, российский вице-премьер Александр Новак отметил в среду, что ожидаемая сертификация вызвавшего споры газопровода в Германии может помочь снизить цены.
По мнению Тимоти Эша, попытка добиться скорейшей сертификации «Северного потока — 2» является «стратегией Москвы с самого начала». Он добавил, что «потребители на европейских рынках очень наивны, если считают, что Москва будет что-то делать для ослабления газового кризиса в Европе до того, как будет сертифицирован „СП — 2"».
Как сообщило агентство «Рейтер» (Reuters), энергетический регулятор Германии пока предпринимает никаких действий, которые могли бы служить признаком сертификации газопровода. Во вторник регулятор заявил, что владельцы газопровода должны показать, что они не будут нарушать правила конкуренции, ограничивая каким-либо поставщикам возможность его использовать, и если по газопроводу начнется прокачка российского газа в Германию без получения необходимых разрешений, могут быть наложены штрафы.
Старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Майк Фулвуд (Mike Fulwood) согласен с тем, что любое решение России о поставках дополнительных объемов газа в Европу является «политическим» и связано с сертификацией газопровода.
«В принципе, [ситуация с Россией такова]: если вы сертифицируете „Северный поток — 2", мы найдем газ для прокачки по „Северному потоку — 2", чтобы показать, что мы выполняем обещания», — сказал он в четверг в интервью телеканалу «Си-эн-би-си» (CNBC).
В четверг генеральный директор и руководитель отдела исследований финансовой аналитической компании «Макро Хайв» (Macro Hive) Билал Хафиз (Bilal Hafeez) в эфире программы «Стрит Сайнз» («Street Signs») на «Си-эн-би-си», заявил, что также считает, что Россия использует сложившуюся ситуацию в своих интересах.
«Я действительно считаю, что Россия использует этот энергетический кризис, чтобы воспользоваться сложившейся здесь ситуацией и попытаться ускорить запуск газопровода, и в некотором смысле есть некоторые доказательства того, что они могли ограничить поставки по газопроводам через Украину, чтобы Германия и ЕС ускорили ввод газопровода „Северный поток — 2" в эксплуатацию».
ЕС проявляет осторожность
Из-за роста цен этот вопрос занял первое место в повестке дня Евросоюза, и лидеры призывают к повышению энергетической независимости — учитывая, что почти 90% поставок газа в страны ЕС идут из-за рубежа, а Россия, по данным Европейской комиссии, является одним из основных источников импорта наряду с Норвегией.
У «Северного потока — 2» есть критики в Европе. Из-за того, что ЕС заключил сделку с Россией по строительству этого газопровода, обижена и недовольна Украина, поскольку это означает, что поставки газа в Европу пойдут в обход ее собственных ГТС, и в результате она лишится очень важных для нее сборов за транзит газа. Польша тоже, чувствуя себя уязвимой и незащищенной от более напористой соседней страны, России, считает, что газопровод служит лишь для укрепления России.
В июле они опубликовали совместное заявление, в котором подвергли критике газопровод, заявив, что «решение о строительстве „Северного потока — 2", принятое в 2015 году, через несколько месяцев после вторжения России на украинскую территорию и аннексии части ее территории, вызвало в Европе кризис в сфере безопасности, кризис доверия и политический кризис».
Поставки газа в Европу уже давно являются сложным, щекотливым вопросом. Они часто приводят к ухудшению отношений между США и ЕС, причем первые подвергли острой критике Германию (крупнейшего импортера российского газа в ЕС, еще до строительства газопровода «СП — 2») за подписание договора о строительстве газопровода с Россией.
Эксперты считают битву за поставки газа в Европу как своего рода опосредованную войну между США и Россией, когда обе стороны борются за завоевание доли рынка в регионе за счет поставок природного газа (Россия) и сжиженного природного газа (США).
Эксперты сходятся во мнении, согласно которому Европе необходимо диверсифицировать свои источники энергоносителей за пределами России.
«Чем больше Европа диверсифицирует свои поставки, тем меньше будет риск», — сказал Майк Фулвуд, добавив, что предпринимались попытки поставлять большее количество СПГ из США. «В последние несколько лет мы наблюдаем значительное увеличение импорта сжиженного природного газа в Европу, особенно с американского рынка», — отметил он.
Комментируя ситуацию на рынке газа в более широком плане и ограничения поставок, влияющие на других производителей газа во всем мире, Фулвуд назвал ситуацию, в которой оказались газовые рынки, «идеальным штормом восстановления спроса после пандемии Covid-19 и напряженной ситуацией с предложением».
«Возникла временный дефицит предложений, и некоторые из этих логистических проблем начнут ослабевать, но это произойдет только в следующем году, так что в течение следующих нескольких месяцев мы действительно будем зависеть от прихотей погоды», — сказал он.