Недавно в России был задержан мужчина, обвиняемый в жестоком убийстве крупного бизнесмена. Российской полиции удалось это сделать благодаря технологии распознавания лиц.
Владельца мясокомбинатов Владимира Маругова пытали и убили выстрелом из арбалета в бане возле его дома в Подмосковье в ноябре 2020 года.
Александра Мавриди, обвиняемого в убийстве «мясного и колбасного короля» Маругова, в середине сентября 2021 года задержали в Москве после побега из изолятора временного содержания благодаря камерам, установленным в общественных местах.
До своего побега Мавриди успел пробыть в изоляторе временного содержания около двух месяцев, сообщает ТАСС. (После задержания Мавриди признал свою вину — прим. перев.)
За последние годы по всей Москве появилось больше 200 тысяч камер с системой распознавания лиц. Однако в тех московских районах, где живут влиятельные государственные чиновники, камер слежения нет.
Задержание Мавриди дает государству дополнительный стимул для развития систем видеонаблюдения. Технологии распознавания лиц облегчают процесс задержания преступников и раскрытия преступлений. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, система распознавания лиц помогает в 70% случаев.
За последние годы сеть камер с системой распознавания лиц расширилась не только в Москве, но и в других крупных городах России.
Московскую систему не сравнить с китайской, но она все же довольно масштабная.
Эту технологию хотят внедрить по всей России в максимально короткие сроки.
Также рассматривается идея сохранять материалы в единой базе.
С использованием этой технологии в России связаны разные проблемы. Например, она применяется для слежки за подозреваемыми в участии в несанкционированных государством митингах. Она была использована во время антиправительственных митингов в поддержку лидера оппозиции Алексея Навального в начале 2021 года.
Правда, технологии распознавания лиц не очень-то помогают в тех случаях, когда за правонарушениями явно стоит служба безопасности. Например, дела об убийствах и пытках представителей оппозиции и журналистов часто так и остаются нераскрытыми, потому что в момент происшествия камеры были «выключены» или «сломаны».
Камеры постоянно подводили и в случае с отравлением Алексея Навального.
Правовой аспект технологий распознавания лиц в России хромает. В 2020 году в стране был принят закон, разрешающий «эксперименты» с использованием искусственного интеллекта без многочисленных ограничений на законодательном уровне, которые обычно касаются работы с личными данными. Московские чиновники могут ссылаться на этот закон, если захотят расширить свои эксперименты с технологиями распознавания лиц.
В одном только московском метро работает несколько тысяч видеокамер. В конце года московский метрополитен будет использовать технологии Face Pay на всех линиях. Система тестируется на многих станциях метро.
Чиновники обосновывают внедрение системы тем, что она ускорит передвижение пассажиров, особенно в часы пик.
В России много фирм, занимающихся технологиями распознавания лиц.
Сейчас Москва совершенствует технологии для поиска сохраненных фотографий. В дальнейшем чиновники смогут следить за отдельными людьми и связанными с ними лицами еще проще, чем раньше. Процесс распознавания лиц людей, которые постоянно бывают в одном и том же месте, тоже должен ускориться. В фильтр поиска хотят в дальнейшем добавить пол, возраст и «расу».
По словам московских чиновников, целью всего, что было перечислено выше, является создание безопасной городской среды.
Москва также начала разрабатывать систему распознавания людей по силуэту. Распознавание по силуэту может пригодиться, если лицо распознать не удалось. Этот способ основывается на таких признаках, как рост, размер, одежда. Конечно, эти признаки могут частично меняться. Во многих регионах России уже используются камеры слежения, которые позволяют распознать силуэты людей и машин.
Об утечке информации из баз систем распознавания лиц сообщают регулярно. Эти утечки также показали, что чиновники хранят фотоматериалы дольше, чем допускают московские законы.
Защита персональной информации практически отсутствует, в том числе, потому что в России можно легко и дешево купить личные данные. Это касается и данных камер с системой распознавания лиц.
Этой информацией пользуются преступники, отслеживающие своих потенциальных жертв, а также люди, интересующиеся передвижением своих конкурентов, партнеров, сотрудников и, например, супругов. С такой информацией совершить преступление становится проще.
Информацией также пользуются российские журналисты-расследователи, которые выявляют правонарушения чиновников.