Байден не укрепляет позиции Америки в Европе. За последние несколько недель он успел публично оскорбить нашего ближайшего союзника, высокомерно проигнорировать нашего старейшего союзника и оставить в беде наших самых уязвимых союзников. Задумайтесь над тем, что происходит в данный момент.
Наши европейские союзники страдают от невероятного роста цен на энергоносители, что связано с быстрым восстановлением глобальной экономики и приближением холодной зимы. Россия находится в идеальном положении для того, чтобы нарастить добычу природного газа и увеличить поставки этого топлива в Европу. Эти шаги могут смягчить рост цен и гарантировать, что самые бедные жители европейских стран не замерзнут.
К сожалению, президент России Владимир Путин не заинтересован в том, чтобы помогать европейцам. Распространяя небылицы о том, что энергетический гигант «Газпром» уже добывает природный газ в максимально возможных объемах, Путин настаивает, что он практически ничем не может помочь. Но на самом деле российский лидер пытается добиться скорейшего ввода в эксплуатацию своего газопровода «Северный поток — 2», провоцируя рост цен на энергоносители. Путин хочет, чтобы Европа поняла, что ей придется уступать его разнообразным прихотям, — в противном случае ее ждет «ледяной» ответный удар.
Однако, пока страны Балтии, Польша, Великобритания, Франция и практически все союзники в Европе вынуждены противостоять энергетическому давлению Путина, Байден бездействует.
А что он может сказать? Именно он является причиной их страданий. Президент Байден поставил крест на трубопроводе Keystone XL, по которому нефть можно было бы отправлять к Мексиканскому заливу, а затем и в Европу. Этим своим решением Байден не только поставил под угрозу энергетическую безопасность Соединенных Штатов, но и упустил возможность укрепить энергетическую безопасность важнейших союзников Америки.
Затем Байден фактически дал добро на окончание строительства газопровода «Северный поток — 2», связывающего Россию с Европой, отмахнувшись от мер, которые были приняты администрацией Трампа и конгрессом. По просьбе уходящего в отставку канцлера Германии Ангелы Меркель Байден отказался ввести новые санкции против этого газопровода, который в результате был достроен. Администрация Байдена заявила, что, поскольку строительство этого газопровода было завершено на 90%, новые санкции могли лишь обострить отношения с Германией.
Это было ложью. Санкции препятствовали строительству «Северного потока — 2», потому что компании, занимавшиеся укладкой труб и контролем за соблюдением норм, отказывались от участия в этом проекте, опасаясь санкций. Если бы Байден продолжил ужесточать санкции, введенные президентом Дональдом Трампом, это поставило бы крест на «Северном потоке — 2» и лишило бы Путина возможности шантажировать Европу.
Но президент Джо «Я буду вести себя жестко с Россией» Байден решил уступить Путину. И «ледяные» последствия этой ошибки Байдена представляют собой весьма яркую метафору других политических решений действующего президента в отношении Европы.
Давайте также рассмотрим то, как Байден поступил с нашим ближайшим союзником. В ходе своего недавнего визита в Вашингтон премьер-министр Борис Джонсон попросил ускорить процесс подписания торгового соглашения Соединенных Штатов и Великобритании. Однако то, что для администрации Трампа было приоритетом, оказалось недостойным внимания Байдена. Во время встречи двух лидеров в Овальном кабинете один репортер спросил Байдена, действительно ли Великобритания — как однажды предупредил президент Барак Обама — остается «в конце очереди» в вопросе подписания торгового соглашения. И, по сути, Байден это подтвердил: он проигнорировал сам вопрос и лишь сказал, что любое соглашение сначала необходимо «тщательно проработать». Дополнительным унижением стало то, что после этого один из представителей пресс-службы Белого дома перебил Джонсона, когда тот попытался ответить на вопрос журналистов. Так себе особые отношения.
Как насчет Франции?
Соединенные Штаты, Великобритания и Австралия недавно согласовали создание трехстороннего альянса AUKUS, который в том числе позволит Австралии получить атомные подводные лодки. Это соглашение заменило собой контракт на строительство подводных лодок, которые Австралии должна была поставить Франция. Мы поддерживаем AUKUS, признавая его ценность в вопросе сдерживания имперских амбиций Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Однако мы не можем понять, почему Байден не подумал о том, чтобы более подробно оповестить Францию о готовящейся новой сделке. Для экономики Франции это обернется потерей десятков миллиардов долларов и тысяч рабочих мест. Нежелание Байдена предупредить своего союзника должным образом вызвало гнев президента Франции Эммануэля Макрона. Франция на время отозвала своего посла из Соединенных Штатов и теперь угрожает свернуть свое сотрудничество в вопросе противодействия Китаю. Ситуацию усугубило еще и то, что на прошлой неделе «климатический царь» и бывший госсекретарь США Джон Керри сказал в интервью французским СМИ, что Байдену не было известно о том, что Макрон расстроился. Господи Боже!
Как насчет позиции Байдена в отношении Украины?
Сталкиваясь с открытыми и скрытыми наступательными операциями России, президент Украины Владимир Зеленский на протяжении всего 2021 года просил Байдена увеличить объемы американской военной помощи. Если не считать его громких заявлений о необходимости защищать демократию, реакция Байдена на эти просьбы оказалась весьма вялой. На самом деле Байдену потребовалось девять месяцев, чтобы пригласить Зеленского в Белый дом. Кроме того, Байден отменил проходы американских военных кораблей через Черное море — в попытке задобрить Россию.
Возвращаясь к теме безопасности и российской угрозы. Байден может записать на свой счет еще одну оплошность в Европе — оплошность, которая подчеркивает иллюзорность его обещания поддерживать крепкие альянсы и отстаивать интересы американских налогоплательщиков: Байден не смог заставить союзников НАТО тратить обязательные 2% от ВВП на оборону.
Очевидно, забыв о щедром подарке Байдена — в форме «Северного потока — 2», — Германия продолжает тратить на оборону лишь 1,3% своего ВВП. В ближайшие годы эта цифра, скорее всего, будет только уменьшаться, потому что к власти в Берлине пришло новое правительство левого толка. Последствия будут масштабными. Байден не только сбросил бомбу на авторитет НАТО своим поведением в Афганистане, теперь он с довольным видом наблюдает за тем, как этот альянс распадается. Чем, с точки зрения Байдена, это может обернуться в будущем? Что случится, если, к примеру, Трамп вновь придет к власти и снова укажет на абсурдность ситуации, в которой богатые европейские страны ждут военной помощи от Дяди Сэма? Ответ сводится к тому, что самый успешный военный альянс в мире вполне может кануть в Лету.
Слова ничего не значат. Когда речь заходит о союзнических интересах Соединенных Штатов в Европе, заявления Байдена — это пустой звук.
* террористическая организация, запрещенная в РФ.