Виктория Нуланд приехала в Москву. Удалось достичь определенных договоренностей ради того, чтобы ее вычеркнули из российского санкционного списка и предоставили визу.
Нуланд обычно воспринимают как ястреба, и, безусловно, тема энергоносителей — главная в повестке дня переговоров. Считаю, то, что Байден направил Нуланд в Москву, свидетельствует о серьезности кризиса. Обидно наблюдать за тем, как Россия полностью руководит европейским энергетическим кризисом и делает все возможное, чтобы ухудшить ситуацию.
Заявления российского постпреда в ЕС о том, что Европе нужно усиленно работать над нормализацией отношений с РФ, дабы увеличить поставки энергии и облегчить ситуацию, достаточно красноречивы. Итак, что теперь должен сделать Боррель? По этой логике, ехать в Москву и просить там на коленях прощения, а это будет еще хуже, чем его последняя катастрофическая поездка в российскую столицу.
Меня удивляет то, как Запад слабо реагирует на эту российскую газовую войну.
Возможно, нужно, стиснув зубы, поставить Москву на место и дать четко понять: если Москва не уступит, Запад все сделает для того, чтобы отрезать Россию от поставок энергоносителей на Запад, или по крайней мере сделает поставки энергоносителей не от России приоритетом европейской и западной стратегии. А потом введет дополнительные санкции, чтобы поставить Москву на место.
Сейчас Россию считают победителем в этом кризисе, мол, российские активы хорошо работают, но мне кажется, что Россия в конечном итоге может оказаться в большом проигрыше. Ведь она повела себя как ненадежный поставщик энергоносителей, а Европа уже вероятно увидит, что Москва использует свой газ как геополитический инструмент.
Примечательно, что Москва во время и после окончания холодной войны еще не вынимала из рукава своего энергетического козыря.
Вы скажете, что в 2009-м такие попытки были между энергосистемой Украина — Россия, и тогда Москва пошла на попятную. Теперь же все иначе, и, похоже, на этот раз Москва готова сыграть агрессивно, учитывая риск того, что Европа более решительно будет прибегать к диверсификации энергоносителей, чтобы не так зависеть от России.
Потому что Москва понимает, что этого все равно не миновать, учитывая изменение климата и постепенный отказ от углеводородов. Поэтому сейчас, пока Европа стоит на коленях, и Россия имеет наибольшее преимущество, надо воспользоваться ею максимально.
Понятно, что эта зима будет очень тяжелой для Европы, и, несмотря на заверения Путина, он так просто не снимет своей петли с шеи Европы. Он понимает, что сейчас — на коне, вопрос лишь в том, чего Путин хочет. Предполагаю, что первое место в этом списке — Украина, потом — признание законности аннексии Крыма, прекращение расширения НАТО на восток, возможно, даже ограничение расширения ЕС, отдать пространство СНГ под свой контроль России и снять санкции. Так что, по сути, хочет полной капитуляции Запада.
Поэтому на Европу надвигается холодная и долгая зима.
Тимоти Эш, британский экономист, эксперт по вопросам Украины