Сегодня некоторые, хотя немногие, на вопрос «когда Россия будет быстро развиваться» отвечают: «Когда закончится влияние нефти на бюджет». По мнению сторонников этой точки зрения, влияние доходов от нефти и газа на бюджет поощряет тунеядство и инертность. Кроме того, колебания цен приводят к дестабилизации рубля и стрессу в российской экономике.
В России существует положительная корреляция между экономическим ростом и ценами на нефть. Другими словами, когда цены на нефть высокие, рост ускоряется, но такая ситуация, вероятно, задерживает решение некоторых структурных проблем.
На самом деле доходам от нефти и природного газа принадлежит значительная роль в том, что страна пришла к нынешнему состоянию после краха 1990-х. Цены на нефть, находившиеся в 1990-е на уровне 20 долларов, неуклонно росли и в 2011 году превысили 100 долларов, что дало России важное преимущество. Однако стремительное падение начиная с 2014 года отчасти свело это преимущество на нет.
Хотя поступления от нефти и газа, которые на протяжении многих лет составляли почти половину доходов бюджета, под влиянием пандемии в 2020 году снизились до 28%, это по-прежнему очень крупный источник. Кроме того, Центральный банк России обязан своими валютными резервами в размере около 614 миллиардов долларов экспорту нефти и газа.
Однако из-за споров о глобальном потеплении наблюдается серьезная тенденция к сокращению использования ископаемого топлива по всему миру, и в ближайшие годы произойдут значительные изменения.
По прогнозам различных организаций, ожидается серьезное уменьшение доли нефти и угля, которые в настоящее время входят в число ведущих источников энергии.
В разных заявлениях главы Международного энергетического агентства Фатиха Бирола (Fatih Birol) отмечается, что к 2050 году в рамках цели «нулевых выбросов» произойдет существенное сокращение инвестиций в ископаемое топливо и доходов, получаемых от него, доля ветровой и солнечной энергии станет еще выше, доля одного только солнца в глобальной энергетической системе увеличится с 1% до 20%, доля ископаемого топлива уменьшится с нынешних 80% до 20%, вместе с тем достичь этих отметок будет непросто при отсутствии достаточного количества инвестиций.
В недавно опубликованном отчете Международного энергетического агентства «Обзор энергетики — 2021» отмечается, что изменения неминуемы, как неизбежный результат инноваций и борьбы с изменением климата отныне растет новая экономика, однако инвестиции еще не достигли желаемого уровня.
С другой стороны, руководитель Федерального агентства по недропользованию России Евгений Петров недавно заявил, что рентабельных запасов нефти России при нынешних технологиях извлечения хватит на 21 год.
На фоне всех этих дискуссий председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин, известный своими либеральными и нетрадиционными взглядами, предложил в перспективе удалить доходы от нефти и газа из бюджета.
Здесь я хотел бы прежде всего привести некоторые сведения относительно числового измерения данного вопроса.
Доля доходов от нефти и газа в российском федеральном бюджете в 2018 году составила 46%, в 2019 году — 39%, а в 2020 году — порядка 28%. Конечно, в 2020 году причина сокращения — снижение спроса на энергию из-за мировой эпидемии. Эта ситуация отразилась на ценах и серьезно повлияла на доходы стран — экспортеров энергоресурсов.
В 2020 году расходы бюджета России снизились на 1,4 триллиона рублей по сравнению с предыдущим годом, а государственный долг увеличился с 14,6% до 17,8% от ВВП. В этом же году внутренние заимствования составили 4,6 триллиона рублей.
Если в бюджете 2019 года доходы от нефти и газа составляли 7,9 триллиона рублей, то в 2020 году они сократились до 5,2 триллиона рублей (около 72 миллиардов долларов).
А в 2021 году цены на нефть и газ существенно выросли, и на данный момент Россия испытала значительное облегчение. Особенно в третьем квартале 2021 года был осуществлен крупнейший экспорт за последние восемь лет — на сумму 135 миллиардов долларов. Это на 70% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
На самом деле, Россия, хотя и упоминается в основном как страна природного газа, но главным образом зарабатывает на нефти. Согласно отчету BP «Прогноз развития мировой энергетики», 6,2% мировых запасов нефти, которые в 2020 году составили 1,7 триллиона баррелей, принадлежит России (107 миллиардов баррелей). В 2020 году Россия производила 10,6 миллиона баррелей в сутки, занимая третье место после США и Саудовской Аравии.
Опять же по состоянию на 2020 год 19,9% мировых запасов природного газа, которые составили 188 триллионов кубометров, принадлежат России (37,4 триллиона кубометров). Россия в 2020 году осуществила добычу 638 миллиардов кубометров природного газа.
Согласно статистике Центрального банка России, в 2019 году было экспортировано сырой нефти на 122 миллиарда долларов, а в 2020 году — на 72 миллиарда долларов. Кроме того, экспорт природного газа в 2019 году составил 41 миллиард долларов, а в 2020 году — 25 миллиардов долларов. В эти цифры не входят нефтепродукты и сжиженный природный газ.
Так как же можно уменьшить долю нефтегазовых доходов в бюджете?
Прежде всего в рамках определенного плана можно уменьшить суммы, ежегодно перечисляемые по этой статье в бюджет, и переводить больше средств в Фонд национального благосостояния, который по состоянию на сентябрь 2021 года достиг 190 миллиардов долларов. Дефицит бюджета, который возникнет, конечно, необходимо компенсировать за счет налоговых поступлений или займов.
По проценту государственного долга от ВВП, который в настоящее время составляет 17,8%, Россия находится в весьма выгодном положении по сравнению с другими странами, и существует определенное пространство для заимствований, которое при необходимости можно в определенной мере использовать.
Однако главный вопрос заключается в том, чтобы увеличить рост и таким образом повысить неэнергетическое поступления. А для этого необходимо сосредоточиться на решении так называемых «структурных проблем».
На мой взгляд, Россия должна извлекать больше пользы от иностранного капитала и квалифицированной рабочей силы, учитывая динамику населения. Для компаний важно создавать равные конкурентные условия и надежные правовые гарантии. Иностранный капитал, который играет важную роль в развитии многих стран, вносит существенный вклад в передачу технологий, повышение институционального потенциала и производительности.
Другой вопрос состоит в том, чтобы сделать практику особых экономических зон более привлекательной для инвесторов.
Кроме того, очевидна стратегическая важность российских университетов и образования, а также вклад этого направления в повышение технологического потенциала.
Еще один момент — большее стимулирование малого и среднего предпринимательства, повышение экспортного потенциала неэнергетических секторов.
Таким образом, хотя в краткосрочной перспективе российский бюджет невозможно полностью освободить от нефтегазовых доходов, как с точки зрения событий, которые будут происходить в мировой энергетике, так и с точки зрения повышения устойчивости экономики этот вопрос имеет большое значение.