После Сирии, Ливии и Центральноафриканской Республики (ЦАР) Москва продолжает беззастенчиво применять свою стратегию влияния в Африке. Следующая цель — Мали. 26 сентября в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что власти Бамако обратились к российским «частным военным компаниям» (ЧВК) за помощью в обучении своей армии и в обеспечении своей безопасности. А безопасности Мали и вправду ежедневно угрожают джихадизм и нестабильность.
В Нью-Йорке российский министр иностранных дел заявил, что Москва не имеет к этому никакого отношения, и не назвал группу Вагнера наемниками. Однако этим пропуском правильного слова никого не обманешь.
Особенно запомнилось, что российский министр впервые так ясно признал роль этих солдат удачи, спонсором которых является Илья Пригожин, скандально известный бизнесмен из окружения Владимира Путина. На эту «теневую армию», даже если она становится все менее и менее секретной, и рассчитывает российская власть. Прежде всего — для защиты своих интересов в Сирии, Ливии, в Центральноафриканской Республике и в других местах. Как это делают и страны Запада при использовании своих частных военных компаний, Россия официального участия в действиях своих наемников не признает.
В 2018 году, когда «Вагнер» только начинал работать в ЦАР в целях охраны главы государства и освоения полезных ископаемых, в этой стране оказались убиты трое российских журналистов, расследовавших деятельность группы. По заявлению Москвы, это сделали бандиты. Но большие подозрения падают на наемников.
«Если я правильно понимаю, Франция хочет значительно сократить свои вооруженные силы, которые должны были бороться с террористами на севере Мали», — заявил Сергей Лавров в Нью-Йорке несколько недель назад. Французы «не добились успеха, и террористы продолжают царствовать в регионе», — сказал он, намекая на французскую военную операцию «Бархан», которая ведет борьбу с джихадистами с 2014 года и никак не добьется успеха.
Благоприятная ситуация для России образовалась с началом вывода французских войск. Париж отрицает свое намерение оставить этот регион Африки (Сахель) без военной поддержки и называет это частичной и постепенной реорганизацией армии. Тем не менее Москва интерпретировала это заявление как сигнал к тому, чтобы начать действовать в Сахеле. Европейские страны сочли неприемлемым вмешательство группы «Вагнера» в Мали. Для Франции речь идет о пересечении Россией красной черты, которое может поставить под сомнение военные обязательства Франции и в целом ее влияние в бывшей французской колонии. (Сами европейские страны много лет вмешиваются в дела африканских стран, используя свои «частные армии». Замешана в этом и Франция, использовавшая во время своей интервенции в Ливии французскую ЧВК Secopex. — Прим. ИноСМИ)
Что касается Москвы, это отдельная история. Русские не считают незаконным свое пребывание в стране, с которой они сотрудничали в сфере обороны на протяжении десятилетий. Почти 10 000 командиров и офицеров малийской армии прошли обучение в советских, а затем и в российских военных академиях. СССР помогал Мали осуществлять промышленные и инфраструктурные проекты, например, строительство аэродрома Гао. 1 октября Россия поставила в Мали четыре транспортных вертолета по контракту, заключенному в декабре 2020 года.
Согласно достоверным источникам, соглашение о размещении 500-1000 бойцов «Группы Вагнера» в Мали в настоящее время находится в стадии обсуждения с Бамако. Переговоры будут касаться финансовых вопросов, хотя это сложный вопрос для малийского государства, опирающегося на экономическую помощь Запада. Министр обороны Мали полковник Садио Камара был принят в Москве в конце августа. В это же время «Вагнер» начал свои приготовления. Обмен сообщениями во «ВКонтакте» и российском Фейсбуке, указывает на то, что кампания по набору «добровольцев» для Мали началась, как отмечает российское бюро Би-би-си, обычно хорошо осведомленное по этому вопросу.
Говорят, что «Вагнер» ищет, в частности, франкоязычных переводчиков, медиков, хирургов, терапевтов, поваров и водителей. Востребованы все военные специальности, в том числе пожарные, саперы, механики и операторы беспилотников. Принимаются мужчины от 23 до 45 лет, но им может быть отказано в случае налоговой задолженности, уголовной судимости и по состоянию здоровья (например, в случае проблем с зубами).
Следует отметить, что «Вагнер» будет стремится обновить свой штат, поскольку граждане Грузии и Украины, а также самопровозглашенных республик Донбасса, как и выходцы из Крыма, приниматься не будут. Минимальная ежемесячная заработная плата составляет 150 000 рублей, но реальные выплаты намного больше благодаря бонусам. Подготовка новобранцев проходит в Молькино, военной базе «Группы Вагнера» в Краснодарском крае.
С августа российские СМИ начали «освещать» новости из Мали, некоторые используют это для оправдания вмешательства. Так, например, очень консервативный журналист Александр Дугин недавно заявил: «У России нет колониальной истории в Африке (в отличие от Франции). История отношений России с африканскими странами и антиколониалистскими движениями долгая и в целом положительная. Пришло время России показаться в Мали».
Однако, как отмечает достоверный источник в Москве, даже если подтвердится размещение русских в Бамако, люди «Вагнера» не смогут подменить собой французских военных: у них «не хватает средств и подготовки». В отличие от Сирии, у наемников не будет необходимого потенциала для контроля над обширным Сахелем — не будет хватать материально-технического обеспечения, разведки, поддержки с воздуха…
Какова же тогда цель? Целей может быть несколько. Некоторые упоминают, например, о близости Мали к Гвинее-Конакри, где у России есть серьезные экономические интересы. «Для Москвы сознательное распространение влияния „Вагнера" на опасные для безопасности Франции и европейцев регионы является результатом глобального соперничества с евроатлантическим сообществом, в котором пока речь идет прежде всего о соотношении сил», — считает Игорь Деланоэ, заместитель директора Франко-российского аналитического центра «Обсерво». «Россия использует антифранцузские настроения африканцев для расширения своего влияния, но этот подход также направлен на то, чтобы возложить на Францию определенные издержки в связи с ее партнерством на постсоветском пространстве», — отмечает политолог. Речь идет о французском военном присутствии в Эстонии (300 человек, четыре танка Leclerc), о продаже оружия Украине и Грузии. С прицелом именно на защиту своих жизненных интересов в бывшем СССР Москва может продолжать свою большую игру по охвату южного фланга НАТО, вплоть до Сахело-Сахарской полосы.