Мурманск — На просторном и застекленном мостике «50 лет Победы», где почти все автоматизировано, многоопытный капитан Дмитрий Лобусов говорит, что во всем море не родится такого льда, с которым бы его ледокол не справился. К айсбергам, надо полагать, это не относится.
Но со всем остальным гигантский двухкорпусный ледокол размером с девятиэтажное здание справится играючи. Два его ядерных реактора вырабатывают такую мощность, что за 14 лет службы корабль пробивался к Северному полюсу почти 60 раз. На борт даже берут группы до ста полярных туристов — по 30 000 долларов с носа.
А всего у государственной компании «Атомфлот» таких ледоколов пять. Это грозный символ решимости России продолжать стратегическую установку бывшего СССР на господство в Арктике. В ближайшее десятилетие флот пополнится еще минимум пятью атомными ледоколами, каждый примерно вдвое крупнее и мощнее нынешних.
Глобальное потепление неуклонно рушит арктический ледяной щит, открывая доступ к новым рыбным промыслам и нефтяным месторождениям, и Кремль готовит средства для круглогодичной экономической деятельности в зоне своего контроля, которую к тому же намерен значительно расширить. Ставка делается на Северный морской путь из Азии в Европу длиной 5 600 километров — предполагается, что этот маршрут станет основной морской альтернативой Суэцкому каналу.
Российские конкуренты в Арктике беспокоятся о ее военном присутствии в регионе и о том, чем это чревато. Но это результат географических и климатических реалий, уверяют российские официальные лица, а цель правительства — укрепить экономический потенциал арктических портов вроде Мурманска, а не военную мощь на Крайнем Севере.
«Я бы не сказал, что идет какое-то наращивание сил по сравнению с тем, что у нас здесь было всегда, — говорит пресс-секретарь Северной торговой палаты в Мурманске Виталий Акимов. — Но у нас появляются новые ледоколы, и это многое говорит о целях России. Мы хотим экономического развития».
Заполярный бум?
Акимов говорит, что экономический рост Мурманска вот-вот начнется, как только Северный морской путь станет реальностью. «Есть федеральный проект по развитию Мурманска как транспортного узла, — говорит он. — У нас отличный порт с хорошим железнодорожным и автомобильным сообщением с Москвой и остальной частью России, а Северный морской путь придаст глобальную связь».
В мурманской штаб-квартире «Атомфлота» в огромной диспетчерской находится гигантская электронная карта, где отмечено местоположение каждого корабля по всему Севморпути, а также постоянно меняющиеся ледовые и погодные условия. В будущем здесь станет еще оживленнее. Президент России Владимир Путин заявил на недавнем экономическом форуме, что в 2020 году грузооборот Севморпути составил 33 миллиона тонн, и ожидается, что к 2024 году эта цифра вырастет до 80 миллионов тонн.
Но даже если Севморпуть сокращает традиционный маршрут между Дальним Востоком и Европой через Суэцкий канал минимум на две недели, то разрыв по тоннажу не в его пользу: через Суэцкий канал ежегодно проходит около миллиарда тонн грузов.
Существуют и другие сложности: например, все суда на Севморпути должны быть пригодны для плавания в ледовых условиях (в отличие от Суэцкого канала), и потребность в ледоколах в обозримом будущем останется непредсказуемой.
«Это во многом зависит от переменчивой ситуации, ото льда и погоды, — говорит капитан Лобусов. — Иногда один ледокол прокладывает маршрут для десяти судов. А иногда и одно судно ведут два ледокола. Это дорого, и времени уходит много».
Солдаты во льдах
Заполярные амбиции Москвы нередко обсуждаются с военной точки зрения. Это трудно не заметить на Кольском полуострове, ведь Мурманск — единственный незамерзающий порт России с выходом в открытый океан, а на его улицах много людей в форме. Поблизости, в закрытом городе Североморске, базируется Северный флот ВМФ России с десятками крупных боевых кораблей — в том числе единственный в стране авианосец и новый тип ультрасовременных подводных лодок с ядерными ракетами.
Но эксперты говорят, что военная мощь занимает такое место в сознании Запада, потому что эту участь Мурманска определила сама география. Благодаря тёплому Североатлантическому течению, продолжению Гольфстрима, Кольский залив — единственное место на Крайнем Севере России, которое свободно ото льда круглый год. Вкупе с близостью открытого океана это причина, почему здесь базируется до двух третей стратегических подлодок России, а также большие надводные корабли Северного флота.
«Россия вновь открыла ряд бывших советских авиабаз на своем северном побережье, но основная активность по-прежнему сосредоточена на Кольском полуострове с его системами ПВО и другой военной инфраструктурой», — говорит эксперт по контролю над вооружениями Института мировой экономики и международных отношений Андрей Загорский.
«Россия — единственная из арктических стран, у кого в Заполярье постоянно дислоцированы значительные вооруженные силы. Для сравнения, арктический флот Канады базируется в Галифаксе, Новая Шотландия. Это правда, что у России здесь непревзойденные возможности, но они нацелены не только на ведение боевых действий. В их задачи входит еще и противодействие разливам нефти, патрулирование, обеспечение безопасности Севморпути и так далее», — говорит он.
«Но сегодня мы живем в атмосфере конфронтации с Западом, и люди склонны видеть в этих возможностях одну лишь угрозу. Было бы славно, если бы мы нашли способ так или иначе снизить напряженность в Арктике и расширить сотрудничество по таким вопросам, как перемена климата и совместное использование ресурсов Крайнего Севера», — говорит он.
«Все захотят сюда»
Между тем, чиновники «Атомфлота» говорят, что даже если глобальное потепление — реальность, то полагаться на него в развитии Севморпути они не собираются. Для этого и нужны ледоколы. И против строящихся ледоколов «50 лет Победы», при всех его размерах, — мелюзга.
«В ближайшие годы мы удвоим наш флот, и новые корабли будут намного больше и смогут поддерживать морские пути открытыми в любых условиях», — говорит руководитель морских операций «Атомфлота» Владимир Арутюнян.
«В 2010 году Севморпуть прошли всего четыре корабля. Сейчас их уже несколько сотен, — говорит он. — Эти большие ледоколы будут нужны нам всю жизнь. Мысль, что где-то будет открытая вода 365 дней в году, — выдумка. Зимой все равно будет лед. Без ледоколов в Арктике делать нечего».
Эти перемены и решимость российского правительства сделать Севморпуть реальностью после десятилетий постсоветского упадка и оттока почти половины населения Мурманской области вернули многим местным жителям оптимизм.
«Мы предвидим, что Мурманск из захолустья превратиться в центр экономической активности, — говорит депутат областного законодательного собрания Максим Белов. — Это ворота в Арктику. В Мурманске есть все необходимое для процветания уже в ближайшие годы, и все сюда захотят».