Кто хочет, тот дождется — это выражение отлично подходит к состоявшемуся в субботу музыкальному концерту, который неоднократно переносили. Российское сопрано Анна Нетребко награждена премией Polar Music еще в прошлом году, но концерт удалось организовать лишь сейчас. Так что на этот раз не было никаких обязательных слов благодарности за награду, а лишь великолепное выступление, во время которого лауреатка смогла показать, почему именно она достойна знаменитой награды. И в этом концерте поистине не было ничего навязанного официальными церемониями.
Помимо участия в операх, Анна Нетребко несколько раз в год выступает в разных концертных залах с сольными концертами. Она работает с разными музыкантами — в этот раз она была с пианистом Павлом Небольсиным, меццо-сопрано Еленой Максимовой и молодым скрипачом Джованни Андреа Заноном (Giovanni Andrea Zanon). Для таких концертов у нее есть репертуар, который она по-разному комбинирует: оперные арии, русские романсы, немецкие романсы. С ними Анна Нетребко гастролирует по таким известнейшим залам, как Метрополитен-опера, Венская опера, Мюнхенская опера, Ла Скала, а благодаря премии Polar Music нам в этот раз посчастливилось увидеть ее и в Стокгольме.
Посчастливилось, потому что выступление действительно произвело впечатление. Анна Нетребко превратила огромный Концертный зал в очень интимное пространство. Она выплыла на сцену, словно королева в своей торжественной прическе и длинном, до пола, платье, и поклонилась одинаково учтиво и в сторону королевской ложи, и в сторону бельэтажа.
Нечасто ее можно увидеть неподвижно стоящей у рояля, обычно она свободно ходит по сцене, непрерывно поддерживая непосредственный контакт с публикой. Все это делается с полным самообладанием, но при этом легко и очаровательно, игриво. Когда видишь и слышишь ее вблизи, становится очевидно, на какую выдающуюся технику опирается ее успех. Эти невероятно деликатные пианиссимо, которые словно парят в воздухе, прицельные уколы высоких нот и фантастически точное интонирование фраз! Совершенно волшебно.
Пожалуй, в этом формате она еще более хороша, чем в опере. Потому что ни одна роль не удается ей настолько хорошо, как роль дивы Анны Нетребко, когда она беспрепятственно может играть саму себя. Последним в программе был Il bacio («Поцелуй») Ардити, который она завершила множеством воздушных поцелуев публике.
На концерте было исполнено множество известных оперных арий, таких как «Молитва Тоски» и «Песня Луне» из «Русалки». Конечно же, у нее они получаются несравненно. Но лично я больше всего люблю русские номера из Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова. Чистое наслаждение слушать ее прекрасные русские гласные и гладкое толстое «л». В тех номерах, которые изначально написаны для голоса и фортепиано, великолепно показывает свое высочайшее мастерство и пианист Павел Небольсин. Романс «Ночи безумные» Чайковского она посвятила своему другу, покойному певцу Дмитрию Хворостовскому, у которого как раз 16 октября был день рождения.
Нетребко совершенно справедливо критиковали за неспособность или нежелание дистанцироваться от нынешнего российского режима, а несколько недель назад большим концертом в Москве она отпраздновала свое 50-летие. Но такие вечера, как был в субботу, нам напоминают, что российское культурное наследие, которое она до нас доносит, гораздо ценнее и значит гораздо больше, чем те люди, которые сейчас оккупируют Кремль.