В последние недели мы стали свидетелями поразительных противоречий во внешней политике Турции. Президент Эрдоган в течение года прилагал большие усилия к налаживанию отношений с администрацией США. Однако, когда ему не удалось добиться встречи с президентом Байденом в Нью-Йорке, куда он отправился для участия в очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, турецкий лидер пришел в ярость и сделал заявления, которые поставили двусторонние отношения с администрацией Байдена на грань разрыва. Эти слова Эрдогана побудили США пригрозить Турции введением экономических санкций.
После этой неудачи в США президент Эрдоган встретился с президентом Путиным в Сочи, чтобы найти решение «идлибского кризиса» в Сирии, и вновь предпринял попытку стратегического сотрудничества с Россией. Но из России он вернулся с пустыми руками, не сумев получить желаемое в контексте «идлибского кризиса», который является близкой и опасной угрозой для нашей страны, если не считать некоторых намерений и представлений относительно будущего…
В нашем интервью с отставным послом Шюкрю Элекдагом (Şükrü Elekdağ), чьи прогнозы всегда оказываются верными, мы обсудим текущее состояние и будущее турецко-американских отношений…
Угур Дюндар: Г-н Элекдаг, давайте начнем наш разговор с краткого рассмотрения кризиса в Нью-Йорке.
Шюкрю Элекдаг: После встречи с Байденом на полях саммита НАТО 14 июня, которую обе стороны оценили положительно, а также инициатив сотрудничества в Афганистане Эрдоган полетел в Нью-Йорк в надежде на то, что отношения между Анкарой и Вашингтоном начали двигаться в сторону улучшения, поэтому он сможет провести встречу с Байденом, обсудив все вопросы между двумя странами.
Однако тот факт, что Байден, прибывший в Нью-Йорк на заседания ООН, встретился с президентом Ирака Бархамом Салехом и не встретился с Эрдоганом, разозлил турецкого лидера и заставил его сделать резкие заявления. Эрдоган сказал, что ход отношений между двумя странами — членами НАТО не сулит ничего хорошего, и обвинил администрацию Байдена в поддержке терроризма. По поводу закупки системы противовоздушной обороны С-400 у России глава турецкого государства сказал: «Для нас дело сделано, мы не отступим от своего решения!..» Кроме того, в интервью телеканалу «CBS TV» Эрдоган заявил, что у России будет закуплена вторая партия системы С-400.
Заявление Эрдогана о покупке новой партии С-400 вызвали ударные волны в Вашингтоне
— Эти слова, должно быть, задели нервные окончания Вашингтона…
— Эти слова Эрдогана вызвали ударные волны в Вашингтоне… И сразу же последовали одно за другим резкие предупреждения в адрес Турции… Первое предупреждение поступило от официального представителя Госдепартамента США Неда Прайса (Ned Price), который заявил: «Мы на всех уровнях и при каждой возможности предостерегаем Турцию от покупки системы С-400 и военного оборудования у России. Мы ясно даем понять следующее: приобретение новых вооружений у России вновь повлечет за собой санкции в рамках CAATSA, и к санкциям, введенным в декабре 2020 года, добавятся новые решения». За этим последовали угрожающие предупреждения аналогичного содержания со стороны председателя сенатского комитета по иностранным делам, сенатора Менендеса (Menendez) и заместителя госсекретаря Уэнди Шерман (Wendy Sherman).
Политика маятника, проводимая президентом, между США и Россией провалилась
— Эта ситуация показывает, что турецко-американские отношения смещаются в нездоровую и опасную плоскость…
— Именно так… Но это еще не все… Возвращаясь из Сочи 29 сентября, Эрдоган сказал журналистам, что Турция может работать с Россией над развитием своих технологий и это сотрудничество будет охватывать такие направления, как военные самолеты, реактивные двигатели, судостроение. По его словам, в число совместных проектов также входит запуск ракет в космос и строительство новых атомных электростанций в Турции. Эти заявления Эрдогана привели к появлению в западных средствах массовой информации новостей о том, что проект сближения Турции с Россией мобилизовал союзников по НАТО.
Байден решительно настроен создать гарнизонное государство РПК / PYD на востоке от Евфрата
— Не может ли такая позиция президента быть попыткой торга с США?
— На мой взгляд, тактика, при которой Эрдоган, сближаясь то с США, то с Россией, пытается усилить свои позиции перед противоположной стороной, а именно политика маятника, потерпела неудачу. Администрация Байдена, похоже, не восприняла проект Эрдогана по сближению с Россией всерьез и не только не смягчила свою позицию по отношению к Турции, а, наоборот, ужесточила ее. Так, Байден в своем письме, информирующем спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) о своем решении, связанном с продлением присутствия американских войск в Сирии еще на год, подчеркнул: «Военные атаки Турции на Отряды народной самообороны (YPG, военное крыло Партии "Демократический союз"(PYD)) вредят борьбе с ИГИЛ*, ставят под угрозу гражданское население, подрывают мир, стабильность и безопасность в регионе и тем самым создают непривычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США».
— Честно говоря, я был потрясен этими крайне агрессивными и несправедливыми обвинениями со стороны президента США — нашего союзника по НАТО!..
— По поводу заявлений Байдена я сделаю два комментария. Во-первых, гневные заявления Эрдогана в Нью-Йорке, похоже, привели к тому, что Байден тоже впал в приступ гнева. Психологи говорят, что в состоянии гнева разум выключается. Эта ситуация, судя по всему, и послужила причиной иррациональных заявлений Байдена в письме. Психологический дискомфорт во взглядах сторон друг на друга требует от нас поиска ответа на следующий вопрос: позволяет ли эта ситуация поддерживать здоровое общение между главами двух государств? Теперь второе.
Байден этими безрассудными словами дает Турции три следующих сигнала. Во-первых, подчеркивает большое стратегическое значение, которое он придает YPG. Во-вторых, рассматривает военную операцию против YPG как угрозу своим национальным интересам и враждебность, а также предостерегает Турцию от причинения вреда YPG. В-третьих, говорит: «Я создам курдское гарнизонное государство РПК / PYD на востоке от Евфрата». Выражения в этом письме вызвали резкую реакцию Анкары. Министр иностранных дел Чавушоглу (Çavuşoğlu) обвинил администрацию Байдена в нечестности, подчеркнул, что ответственность за ракетные и минометные обстрелы турецкой территории из Сирии несут США и Россия, которые не очистили Тель-Рифат и Манбидж от террористов Рабочей партии Курдистана (РПК) / YPG, эти две страны не сдержали своих обещаний, данных Турции, и в этих условиях Турция предпримет необходимые шаги против РПК / YPG для собственной безопасности.
Запрос Турции о покупке 40 F-16 у США очень важен с точки зрения нашей безопасности
— Эрдоган и Байден встретятся на полях саммита G-20, который состоится в Риме 30-31 октября. Что вы ожидаете от этой встречи, которая пройдет в описанной вами напряженной атмосфере?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, я упомяну об одном важном событии… Несколько дней назад Анкара обратилась к Вашингтону с запросом о покупке 40 самолетов F-16 (последней модели — Bloсk 70) и модернизации 80 истребителей. Это стоит около семи миллиардов долларов. У Турции на вооружении — 240 F-16. У некоторых из них, называемых Block-30, скоро истечет срок эксплуатации, и в 2030 году они будут сняты с вооружения. Возникший пробел предполагается компенсировать новыми F-16, которые будут закуплены у США, и нашими модернизированными самолетами. Из официальных заявлений на эту тему становится понятно, что таким образом наши военно-воздушные силы смогут сохранять свою эффективность до тех пор, пока на вооружение не поступит наш отечественный самолет. Так что запрос Турции на эту покупку у США отражает реальную и чрезвычайно важную потребность с точки зрения нашей безопасности.
Байден не может рекомендовать Конгрессу продажу F-16, пока не найдено решение проблемы С-400
— Я видел интересные комментарии на этот счет в СМИ. В частности, считается, что президент Эрдоган собирается предложить Байдену запрос на покупку самолетов на переговорах в Риме в качестве последнего теста на доверие.
— Поскольку эта информация не была опровергнута Анкарой, степень ее достоверности может быть высокой… Однако Байден из-за закона CAATSA (закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций») не может рекомендовать Конгрессу одобрить запрос Турции на покупку самолетов, пока не найдено решение проблемы С-400. Тогда зачем администрации Партии справедливости и развития (ПСР) Турции предлагать США запрос, зная, что он точно будет отклонен? Ответ на этот вопрос может быть только следующим: «Цель, преследуемая таким маневром, — показать, что США избегают удовлетворения важных потребностей Турции в сфере обороны, и таким образом оправдать в глазах турецкой общественности и международного сообщества попытки Анкары сблизиться с Россией и обеспечить свои потребности в сфере обороны за счет этой страны…»
— Как Байден отреагирует на такой дипломатический маневр?
— Я не считаю этот «тест на доверие» или попытку маневра правильным!.. Потому что понятно, что с помощью этого маневра внешнеполитический курс Турции желают изменить на Россию. Это может дойти до изменения геополитической идентичности Турции. Если потребуется или условия заставят сделать это, Турция может выбрать такой путь, тщательно подсчитав прибыли и убытки, которые возникнут в результате такого изменения. Но решать это будет не «один человек», а Великое национальное собрание Турции.
С-400 могут вызвать санкции со стороны США, которые нанесут серьезный удар по нашей экономике
— Поясните, пожалуйста, вопрос о геополитической идентичности.
— Как известно, администрация Байдена настаивает на том, что ее решение по С-400 было подкреплено законом «О бюджетных ассигнованиях на национальную оборону 2021 года», что решение окончательно и пути назад нет. В этом контексте администрация Байдена говорит, что, пока проблема С-400 не решена, другие вопросы повестки дня двусторонних отношений с Турцией рассматриваться не будут. В этих условиях сближение Турции с Россией в политической и военной сферах, активация С-400 и поступление в нашу страну второй партии С-400, которая, как утверждается, уже заказана, повлекут за собой жесткие санкции со стороны администрации Байдена, парализующих нашу экономику. Такое развитие событий имело бы разрушительные последствия для чрезвычайно хрупкой турецкой экономики. Если Вашингтон пойдет по такому пути, это неизбежно приведет к разрыву отношений двух стран. Конец стратегического партнерства Турции с США повлечет за собой выход Турции из НАТО. Данный блок по-прежнему представляет важнейшую политическую / военную связь между Турцией и западным миром. Разрыв этой связи вызовет непоправимые разрушения во внешней политике, безопасности и экономике Турции. Таким образом, национальные интересы Турции диктуют нам защищать наше членство в НАТО, мобилизуя весь наш дипломатический потенциал.
— Есть ли у вас еще какие-нибудь предложения Анкаре?
— Как следует из моего пояснения, турецко-американские отношения носят чрезвычайно напряженный характер и имеют тенденцию к эскалации напряженности. Лидеры двух сторон сделали заявления, которые не укладываются в дипломатические рамки. Теперь они должны попытаться в Риме смягчить атмосферу и, отойдя в сторону, перенести обсуждение проблем на институциональный уровень, то есть на уровень министров иностранных дел и обороны. Потому что, как я упомянул несколько выше, оба лидера, судя по всему, лишены способности контролировать свое психологическое напряжение и рационально анализировать. Кроме того, Турция, которая, похоже, вступает в предвыборную плоскость, сможет принимать жизненно важные стратегические решения только после выборов.
*Террористическая организация, запрещенная в России.