Так случилось, что новый министр иностранных дел Норвегии Анникен Витфельдт (Anniken Huitfeldt) встречается со своим российским коллегой, проведя совсем немного времени на новом посту. Консервативная партия проиграла парламентские выборы. Витфельдт сменила в министерском кресле Ине Эриксен Сёрейде (Ine Eriksen Søreide). И чуть ли не первое, что сделала министр иностранных дел Витфельдт — это села в самолет и отправилась на север собственной страны, чтобы взяться за важнейший внешнеполитический проект Норвегии — отношения с Россией.
А вот то, что встреча Витфельдт и Лаврова состоится в Тромсё — не такая уж случайность. Именно на севере Норвегия встречается с Россией. В этом есть и хорошее, и плохое. В последние годы плохое случалось чаще, чем хорошее. Поэтому, когда Витфельдт через десять дней сядет за стол с Сергеем Лавровым в конференц-зале отеля The Edge в Тромсё, в повестке дня будет множество сложных тем.
Норвегия считает, что Россия стоит за хакерской атакой на Стортинг (норвежский парламент — прим. перев.), случившейся в августе 2020 года, когда были украдены пароли к электронным почтовым адресам, номера счетов, персональные номера и банковская информация.
В Финнмарке из-за масштабных помех для сигналов GPS страдает гражданская авиация. Российские военные проводят учения все южнее в Норвежском море. В то же время в последние годы в России были введены ограничительные законы, затрагивающие правозащитников, журналистов, сексуальные меньшинства и политическую оппозицию. Норвегия вместе с рядом других стран Запада выразила протест против ограничения социальных и демократических прав российских граждан.
Для начала немного истории, ведь сейчас это стало почти традицией, что новые норвежские министры сталкиваются с вызовами России вскоре после вступления в должность.
В 2005 году Йонас Гар Стёре (Jonas Gahr Støre) едва успел переступить порог своего нового кабинета, как российский траулер «Электрон» ускользнул от береговой охраны в Баренцевом море — причем с двумя норвежскими инспекторами на борту. Через несколько дней погони, в которой участвовали в том числе вооруженные силы Норвегии, «Электрон» все-таки зашел в российские воды.
Министр иностранных дел Бёрге Бренде (Børge Brende) проработал всего несколько месяцев, когда российские солдаты с оружием в руках установили контроль над украинским Крымом. Отношения России и Норвегии замерзли в мгновение ока, что особенно сильно сказалось на трансграничном гражданском сотрудничестве между норвежцами и россиянами на севере.
И вот сейчас Анникен Витфельдт должна пройти свое российское испытание на встрече с одним из самых опытных министров иностранных дел в мире. На протяжении 17 лет Сергей Лавров остается одним из самых доверенных людей президента Путина. Он всеми силами защищает интересы России, будь то незаконная аннексия Крыма, заключение в тюрьму лидера оппозиции Алексея Навального или отравления бывших российских шпионов.
Официально Лавров приезжает в Тромсё для участия в так называемом заседании Совета Баренцева региона, форума регионального сотрудничества на севере страны. Неофициально же он приезжает в Норвегию, чтобы поспособствовать возрождению двустороннего сотрудничества между странами, которое сейчас в лучшем случае можно охарактеризовать как стабильно плохое.
Так кто же такой Лавров? Помимо того, что он один из самых опытных российских политиков и дипломатов (он десять лет возглавлял российскую делегацию в ООН, прежде чем стать министром иностранных дел России в 2004 году), Лаврова называют блестяще умным и компетентным человеком. Он никогда не оказывается к чему-то неподготовленным и прекрасно владеет всеми дипломатическими приемами: сначала он может пошутить и очаровать всех присутствующих, а затем нанести удар и пойти в мощную контратаку, часто в крайне саркастической манере. Один дипломат сказал о Лаврове, что «его авторитет никогда не ослабевал ни у него на родине, ни на международной арене, скорее напротив».
Совсем как русский медведь, Лавров непредсказуем. Он заключает в медвежьи объятия людей, с которыми он в хороших отношениях. Но какой именно Лавров придет на встречу с Витфельдт, покажет время. И не следует преувеличивать значение одной встречи министров иностранных дел для улучшения отношений между двумя странами, которые во многом друг с другом не согласны. Отношения Норвегии к России нужно рассматривать также в российско-американском контексте. Но то, что министры вообще встречаются, это важно. Встреча в Тромсё показывает, что россияне сами заинтересованы в хороших и понятных отношениях с Норвегией.
Это хорошая новость для всех, кто живет в Тромсё и других северных норвежских городах и коммунах.