Основная цель визита главы Пентагона в Украину — геополитическая, поскольку им Соединенные Штаты продемонстрировали сферу своих интересов. То есть им нужно было понять атмосферу, посмотреть и как обстоят дела, но для геополитики — это то же самое, что делает лев, когда обходит свой прайд и показывает всем, что это его территория.
Все остальные вопросы, которые Ллойд Остин обсуждал с Владимиром Зеленским, можно было бы решить в рабочем порядке.
Скорее всего, Ллойду Остину как новому министру обороны США и фактически ключевому министру в Североатлантическом альянсе, было очень интересно лично ознакомиться с геополитическим расположением и ролью Украины на вероятном театре военных действий (потому что военные именно так и рассматривают любую территорию), а также убедиться в готовности Грузии и Украины взаимодействовать с НАТО на всех уровнях и в полном объеме — например, для того, чтобы нас могли включить в структуру НАТО по вопросам ведения обмена информацией, проведения совместных учений и т.д.
Соединенные Штаты и альянс в целом четко дали понять Украине, что двери в НАТО для нее открыты и никто не может запретить Украине туда вступать. Но НАТО — это не та организация, которая приглашает к себе членов, она рассматривает просьбы о приеме. А для того, чтобы подать заявку на вступление, нужно соответствовать определенным критериям во многих сферах жизни, начиная от политической до экономической.
С одной стороны, США крайне заинтересованы в боеспособности Украины в противостоянии с РФ и готовы нам всесторонне помогать, чтобы мы могли выстоять. Это можно сравнить с недопущением США имиджевых потерь, чтобы Украина не ушла под влияние РФ.
И те панические разговоры об Украине, как о «разменной» монете с Россией — всего лишь разговоры, потому что для НАТО принципиально важно, где будут находиться российские танки — на российско-украинской границе или на украинско-польской, так как от этого зависит будет жить НАТО или нет.
Но с другой стороны, камень преткновения — это Банковая. Потому что сегодня у Украины нет модели Вооруженных сил, которую она должна построить, чтобы ее взяли в НАТО точно также, как и нет проекта военной реформы. При этом Украина кричит на весь мир: «Помогите, нас бьют». Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому Украине нужно придумать свой ответ Чемберлену — когда мы его получим, тогда и можно будет говорить о каких-либо перспективах.
Олег Жданов, военный эксперт, полковник запаса