Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Advance (Хорватия): рождественский логистический кошмар для всего мира. Возможно, даже товары первой необходимости просто исчезнут или будут дорожать

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкНачало работы Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге
Начало работы Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге - ИноСМИ, 1920, 23.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из-за пандемии по всему миру, и прежде всего в Европе, не хватает водителей. Чем это грозит? Уже сейчас мы видим, как стремительно растут цены на некоторые товары, пишет автор хорваткой газеты. Рейтинговые агентства считают, что проблемы, связанные с логистической цепочкой, будут только усугубляться.

Глобальные логистические проблемы накапливаются по мере приближения к концу года, как и ожидалось. В связи с этим некоторые советуют тем, кто собирался покупать рождественские подарки, делать это прямо сейчас, поскольку в декабре может образоваться дефицит всего и вся. Конечно, это еще раз подтверждает, что глобальная логистическая цепочка очень уязвима и оказалась именно сейчас под сильнейшим давлением.

Как я уже писал ранее несколько раз, по всему миру, прежде всего в Европе (а больше всего в Великобритании) хронически не хватает работников необходимых для функционирования логистики, в основном водителей. Каждый день ожидания провоцирует каскад проблем, которые наслаиваются на предыдущие, и в итоге складывается ситуация, когда на логистических путях образуются заторы.

Для покупателей это неминуемо влечет повышение цен. Уже сейчас мы видим, как стремительно растут цены на некоторые товары. Например, на графические карты для компьютеров. Они не только подорожали, и зачастую их просто невозможно приобрести (если только не обратиться к изобретательным посредникам, которые немилосердно задирают цены). В данном конкретном случае проблема двоякая, поскольку карты стали менее доступны как из-за логистических проблем, так и потому, что используются при так называемом майнинге криптовалют.

Одно из авторитетнейших агентств кредитного рейтинга, Moody's, прогнозирует в своем новом анализе, что проблемы, связанные с логистической цепочкой, будут только усугубляться. «Общемировое восстановление экономики только начинается, но уже сейчас ясно, что оно будет осложняться перебоями в логистической цепочке, которые уже сейчас дают о себе знать повсюду», — говорится в материале, опубликованном на этой неделе.

Самым слабым звеном, которое рвет цепочку, в этом анализе тоже называют нехватку водителей. Это приводит к скоплению грузов в портах и на складах, а также к тому, что многие бензоколонки в Великобритании остались без топлива.

Можно ли просто нанять больше водителей? Быстро найти новых, предложив им большую зарплату? Не все так просто. Во-первых, любое отличие в подходе или регулировании — это большой вызов для логистической цепочки. Это одна причина того, что, например, Европейский Союз в существующем виде (особенно его Шенгенская зона) создан для того, чтобы люди и товары могли как можно быстрее преодолевать как можно большие расстояния. Великобритания, покинув Евросоюз, значительно осложнила себе жизнь, и многочисленные препятствия для нее только множатся. Эти «разные подходы» заметны и на мировом уровне и касаются нынешней пандемии коронавируса. Давайте рассмотрим две крупнейшие экономики мира. Китай поставил себе цель стать полностью свободным от коронавируса, а США решили, по-видимому, «жить с ковидом».

Сразу понятно, что эти два подхода совершенно несочетаемы. США примут «ковид-19» как эпидемию, рассматривая его почти как грипп, а Китай, который с самого начала обороняется от вируса намного эффективнее, не согласен на такой вариант. Для людей и поставок товаров это создает большую проблему при передвижении из одной части мира в другую. Представьте себе только большой грузовой порт и нормы регулирования, которые там действуют.

В материале Moody's также говорится, что на мировом уровне никто не занимается организацией согласованной борьбы с означенными логистическими проблемами. Иными словами, каждая страна пытается обеспечить себя, а в итоге в убытке могут оказаться все, особенно покупатели.

Конечно, не все согласны со столь пессимистичным прогнозом. Главный директор банка JPMorgan Chase Джейми Даймон заявил в интервью CNBC, что все проблемы временны и вскоре будут решены. «В будущем году о них уже и не вспомнят. Сейчас самый тяжелый момент. Думаю, что большие рыночные системы приспособятся так же, как и компании», — сказал он.

Видя два столь противоположных мнения, понимаешь, что все сводится к тому, насколько тот или иной эксперт верит в рыночное саморегулирование. Понятно, что заподозрить Moody's в антикапиталистической направленности невозможно, и поэтому предупреждения этого агентства нужно воспринимать всерьез.

Многие торговые сети советуют своим покупателям, желающим приобрести подарки к Рождеству, «покупать раньше, не откладывая на потом». Конечно, в такой ситуации, постепенно провоцирующей панику, торговцы хотят склонить как можно больше покупателей как можно скорее потратить деньги, поскольку траты упали по всему западному миру, а особенно в США. Кое-кто, конечно, руководствуется идеей о том, что под Рождество ситуация не будет такой уж тяжелой, но пользуются паникой и хотят повысить себе продажи.

Однако, по всей видимости, это все пустые надежды, поскольку цифры говорят нам о том, что ситуация будет тяжелой, а для малого бизнеса, возможно, и непреодолимой. Отраслям малого бизнеса, зависимым от продаж нефти, остается только ждать, когда «рассосется» затор в мировой логистической цепочке, от которой они зависят. У крупных компаний больше способов обезопасить себя в подобной ситуации. Например, американская торговая сеть Target, восьмая по величине в США, в последнее время закупает товары напрямую чартерными грузовыми кораблями. Сеть тратит ежемесячно около двух миллионов долларов на аренду грузового корабля, который привозит ей товары прямо из (в основном) Азии, во избежание дефицита. Другие крупные сети пользуются подобными стратегиями. У Wal-Mart, например, есть свои фуры, которые сеть сейчас отправляет прямо в порты в обход всех посредников.

Но все это временные решения, которые не помогут избежать последствий. И одно из них заключается в том, что цены на морские перевозки на некоторых маршрутах выросли аж в десять раз. Это неизбежно скажется на ценах самих товаров и на покупательной способности людей.

В любом случае месяца через два нам предстоят праздники, каких у нас еще не было — с полупустыми полками и высокими ценами. Кто-то скажет, что это «шанс» для некоторых изменить свой подход к постоянному потреблению, но, к сожалению, речь идет не только о дефиците люксовых товаров, без которых можно обойтись. Все идет к тому, что дефицит будет тотальным и подорожает все, в том числе такие жизненно важные вещи, как продукты питания и предметы первой необходимости.