Певек, Россия — Новый порт. Новая электростанция. Отремонтированные дороги. И еще остались средства на ремонт библиотеки и строительство новой набережной на берегу Северного Ледовитого океана.
В глобальном масштабе потепление климата — неминуемое бедствие, которое угрожает жизни и благосостоянию, сулит наводнения, пожары и засуху и требует колоссальных усилий и затрат на борьбу с ним.
Но в Певеке, небольшом портовом городке на берегу Северного Ледовитого океана на Крайнем Севере России, потепление климата считается чуть ли не золотым дном — город переживает морской бум.
«Я бы сказал, что это возрождение, — говорит куратор краеведческого музея Валентина Христофорова. — Мы живем в новую эру».
И если правительства по всему миру стараются изо всех сил, чтобы предотвратить потенциально катастрофические последствия перемены климата, то в России экономика глобального потепления складывается иначе.
Пахотные земли ширятся: кукурузу сажают уже в тех частях Сибири, где она отродясь не росла. Счета за отопление зимой дешевеют, а российские рыбаки обнаружили в оттаявших районах Северного Ледовитого океана близ Аляски новый улов минтая.
Политика Кремля по изменению климата противоречива. Внутри страны тема большого отклика не имеет. Но, никогда не забывая о глобальном имидже России, президент Владимир Путин недавно впервые пообещал, что Россия, четвертая в мире по выхлопам парниковых газов и колоссальный производитель ископаемого топлива, к 2060 году станет углеродно-нейтральной.
К счастью для Певека и других форпостов Крайнего Севера, на практике российский подход сводится к следующему: да, перемена климата представляет собой огромную угрозу в будущем, но почему бы не воспользоваться коммерческими возможностями, которые открываются уже сегодня?
По всей российской Арктике консорциум государственных компаний воплощает в жизнь пятилетний инвестиционный план объемом в 735 миллиардов рублей по развитию Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический. Планируется привлечь поток перевозок между Азией и Европой, который сейчас идет через Суэцкий канал, а также создать возможности для горнодобывающей промышленности, природного газа и туризма.
Чем сильнее отступает лед, тем резоннее кажутся эти бизнес-планы. Минимальный летний ледяной покров в Северном Ледовитом океане сегодня примерно на треть меньше, чем в среднем в 1980-х, когда начались регулярные исследования, заявил в прошлом году Национальный центр данных по снегу и льду в Колорадо. Всего океан потерял почти миллион квадратных миль льда, и ожидается, что примерно к середине века он будет преимущественно свободным ото льда летом, даже на самом Северном полюсе.
Певек — ключевой порт на восточной окраине этой оттаявшей акватории. Пока в центре внимания не оказалось таяние снегов и открывающиеся в связи с этим экономические возможности, это было заледенелое захолустье, один из многочисленных умирающих форпостов советской империи, постепенно превращающихся в города-призраки.
Он был основан в 1940-х годах как лагерь ГУЛАГа для добычи олова и урана, и заключенные гибли там массово. «Певек, казалось, весь состоял из караульных вышек», — вспоминает бывший заключенный Александр Тюмин в сборнике воспоминаний о лагерях сибирского Заполярья.
В окружающей тундре снегом заносит брошенные вертолеты, автомобильные остовы и горы ржавых бочек с горючим — вывоз мусора обходится слишком дорого.
В жутких заброшенных лагерных поселках, разбросанных поблизости, на замерзшую пустошь молча смотрят разбитые окна.
Зимой солнце заходит за горизонт на несколько месяцев. Воет сезонный ветер, достигающий скорости 145 километров в час. Когда дует «южак», родители не выпускают детей на улицу, чтобы их не унесло.
Предыдущие бизнес-планы Певека провалились. Так, не выгорел расчет продавать оленину в Финляндию — не дали добро финские инспекторы, рассказывает корреспондент городской газеты «Полярная звезда» Раиса Тимошенко.
Всего несколько лет назад город и его поселения-спутники были, считай, заброшены. Население упало с 25 000 в советские времена до 3 000. «Ходили слухи, что город закроют совсем», — рассказывает местный житель Павел Рожков.
Но с глобальным потеплением колесо фортуны повернулось, и население увеличилось примерно на 1 500 человек, хотя бы на крошечном клочке земли оправдывая стратегию Кремля подстраиваться под перемены — трать, где это необходимо, и зарабатывай, где это возможно.
У этого подхода есть критики. «Россия трубит о достоинствах своего приспособленческого подхода, потому что хочет сполна реализовать коммерческий потенциал своих ископаемых ресурсов», — считает аналитик Арктики Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Марисоль Мэддокс (Marisol Maddox).
Вообще, говорит она, данные по России говорят о том, что «риски намного перевешивают выгоды, невзирая на оптимизм российского правительства».
Кремль не закрывает глаза на недостатки глобального потепления, признав в политическом указе за 2020 год уязвимость населения России, ее экономики и природных ресурсов от перемены климата и ее последствий.
Отмечалось, что глобальное потепление потребует дорогостоящих мер. В частности, правительству придется вырыть противопожарные полосы в особо уязвимых лесах, укрепить дамбы от наводнений, укрепить жилые дома от обрушения в тающую вечную мерзлоту, и подготовиться к грядущему падению мирового спроса на нефть и природный газ.
Государственная компания Росатом, которая координирует инвестиции в Севморпуть, заявила, что проект не только сам выиграет от перемены климата, но и поможет с ним побороться, сократив выбросы от судоходства между Европой и Азией на 23% по сравнению с гораздо более долгим маршрутом через Суэцкий канал.
Так, путешествие из южнокорейского Пусана в Амстердам по Севморпути на 13 дней короче — это значительная экономия времени и топлива.
Судоходство в российской Арктике выросло в прошлом году примерно на 50%, хотя по-прежнему составляет лишь 3% от объема перевозок через Суэцкий канал. Однако пробный рейс в феврале прошлого года на специально усиленном коммерческом судне подтвердил, что путь возможен и зимой, поэтому ожидается, что объемы резко возрастут в следующем году, когда маршрут станет круглогодичным, сообщил заместитель премьер-министра Юрий Трутнев.
«Мы будем постепенно забирать транспорт с Суэцкого канала, — сказал Трутнев о плане. — Еще один вариант никому не повредит».
Деньги на арктические проекты текут рекой. В июле Росатом подписал соглашение с DP World, портовой и логистической компанией из Дубая, о создании портов и флота контейнеровозов ледового класса со специально усиленными корпусами для навигации по северным морям.
Таяние льдов сделало прибыльнее предприятия по добыче нефти, природного газа и других ископаемых ресурсов, снизив затраты на доставку сырья и готовой продукции. Сегодня совместное предприятие российской компании «Новатэк», французской «Тоталь», китайской CNPC и других инвесторов стоимостью несколько миллиардов долларов экспортирует порядка 5% всего сжиженного природного газа, поступающего в мировую торговлю через тающий Северный Ледовитый океан.
В целом, по мнению аналитиков, от глобального потепления выиграет минимум с полдюжины крупных российских компаний в сфере энергетики, судоходства и горнодобывающей промышленности.
Однако чего жители Певека так и не почувствовали, — так это то, чтобы климат и впрямь потеплел. Погода кажется им такой же холодной и ужасной, как и всегда, хотя средняя температура на сегодня на 2,1 градуса выше, чем 20 лет назад.
Библиотекарь Ольга Платонова считает глобальное потепление «плюсом с экономической точки зрения». Тем не менее ни она, ни другие певекчане в свете дорогостоящих и опасных перемен во всем мире повода для радости не видят.
Но даже здесь последствия для окружающей среды довольно неопределенные, говорят местные, жалуясь на появление невиданных ранее шумных вороньих стай, — для них это тревожный признак.
«Жаль, что наши внуки и правнуки не увидят замерзшего Севера, каким его застали мы», — сожалеет Платонова.
Комментарии читателей:
WH
Перемена климата России только на руку: огромная территория станет мировой житницей, и это только начало.
Kurt Spellmeyer
Наш друг и союзница Канада делает, считай, то же самое, что и Россия, но их же мы не виним, что они наживаются. И про себя тоже так не скажем — про наше коммерческое и военное присутствие в Арктике. Уже много лет о России в прессе пишут со злорадством: мы радовались страданиям старого соперника. Сейчас к этому примешивается еще и зависть, не менее гнусная.
Here
Кто-то наживётся, оставит после себя одни руины и переедет в Манхеттен. Откроет благотворительную организацию по налоговой льготе и купит ранчо в Беверли-Хиллз. Так это обычно и бывает…
Mike T
Похоже, у них отношение такое: ладно, дом горит — айда жарить сосиски.
Tamara
Фу, как неуместно. Представляете, каково это для молодого поколения? А островитянам с Тихого океана? Или оставшимся без крова от пожаров? Если Певек не планирует приютить миллионы климатических беженцев из-за грядущего кризиса, тяжело радоваться их «возрождению».
Tom
Россия видит возможности и готова их использовать.
Как по мне, сэкономить топлива и времени — хорошая идея.
Застрявший контейнеровоз показал всем, что нужен план «Б». Я понимаю, что надо любой ценой пройтись по Путину, но вообще-то это хорошая идея.
Blaise Descartes
Странная статья. Развитие Певека — капля в море по сравнению с разработкой Бованенковского газового месторождения, тоже за Полярным кругом. Россия построила для его обслуживания самую северную железную дорогу в мире.
Зачем Россия добывает природный газ в далекой Арктике? Разумеется, чтобы утолить жажду европейцев.
Германия и другие европейские страны отказываются от угля, это разумно. Но еще и от ядерной энергетики, — а это уже нет.
Похоже, что никто не знает даже азов арифметики. Глобальное потепление реально. Но солнечная энергия не работает, когда солнце не светит, а ветряная — когда ветер не дует.
Mr. XYZ
Не исключено, что долгожданный Золотой век России не за горами.
Bob
Он уже был и больше не вернется.