Мой покойный отец был одним из немногих во всей Великобритании, кто считал, что разгром Венгерского восстания в 1956 году был правильным решением. (Он был британским коммунистом, и это была линия партии, хотя позже он думал совсем иначе).
Апология советского поведения в Восточной Европе всегда была такая: западные страны ничуть не лучше. Поэтому отца, будь он до сих пор юным сталинистом, воодушевили бы высказывания венгерского министра юстиции Юдит Варги. В годовщину восстания она твитнула: «Мы помним венгерских борцов за свободу, которые противостояли советским танкам на улицах Будапешта. Мы сказали „нет" советской империи, и мы сказали „нет" имперским замашкам Брюсселя». «Видите?, — промолвила бы тень моего предка. — А мы ведь вам говорили!»
Но судите сами. Венгерское восстание унесло жизни 2 500 человек, еще многих казнили впоследствии (в том числе взявшего курс на либерализацию коммуниста Имре Надя), и 200 000 венгров стали беженцами. Брюссель же, наоборот, дал Будапешту деньги, представительство в парламенте и комиссара.
Так что это сравнение и глупо, и оскорбительно. Но оно призвано упрочить позицию ее правительства и выразить солидарность с Польшей в усугубляющемся споре — только не с «Брюсселем», а с ЕС, Европейским парламентом и другими членами союза.
Дело в том, что польское правительство своими мерами подорвало независимость судебной системы. В начале месяца вопреки давним призывам ЕС сменить курс Верховный суд Польши (по наущению правительства) сообщил ЕС, что польские суды вольны отменять решения ЕС. Это противоречит основному принципу членства. Не менее важно, что решение останется в силе, хотя другие страны ЕС и убеждены, что Польша скатывается в авторитаризм.
Уже более десяти лет в Венгрии и шести лет в Польше у власти сидят партии, настроенные все более популистски и националистически. Они играют на предрассудках против меньшинств, подрывают независимость судебной системы и сосредотачивают контроль над СМИ в руках правящей власти и ее союзников.
И это не пустое сотрясание воздуха. Есть длинный и мрачный перечень мер, принятых партией «Фидес» в Венгрии и «Правом и справедливостью» в Польше. Ни одна из них не запятнала себя казнями или пытками, поэтому должного внимания им не уделяется. Но суды взяты под политический контроль, а высшие чины раздаются личным друзьям и союзникам правящих политиков. Государственные СМИ и крупные учреждения культуры находятся под редакционным диктатом правительства. Независимым СМИ в иностранной собственности наступают на горло. Внутренние же независимые СМИ либо скуплены проправительственными компаниями и магнатами, либо слились с другими, либо закрылись вовсе.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан считает, что «христианский» мир таким образом отстаивает свои ценности от вторжения нежелательных сил (от мусульман до гомосексуалистов, проплаченных Джорджем Соросом). Благодаря этой позиции Орбан сделался чуть ли не мессией в глазах ультраправых из других стран.
А вот демократов — социалистического или христианского толка — это совсем не впечатлило. На Евросоюз все сильнее давят правозащитники и политики, требуя жестче отстаивать свои принципы. Они ссылаются на Статью 2 Договора о Европейском союзе, которая гласит: «Союз основан на уважении человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права меньшинств». Иными словами, такие в этом клубе правила. Хочешь выгоды, соблюдай их. Поэтому — не в последнюю очередь усилиями северных стран — образовалось мощное движение в поддержку санкций против Польши и Венгрии. Постановление Верховного суда Польши лишь обострило ситуацию.
Ни одну страну нельзя просто взять и выбросить из этого союза. Как бы то ни было, процессы в ЕС медленны и заточены под компромисс. Но можно пустить в ход финансовые рычаги, — именно это, собственно, мы и наблюдаем. Выплаты в последнее время задерживаются. А в будущем, хотя это будет и непросто, могут прекратиться совсем.
И при всей браваде и разговорах о «Полексите» и «Венгзите» (Polexit и Hungrexit — выход Польши и Венгрии из ЕС по аналогии с Брекситом, — Прим. ИноСМИ), в глаза бросаются два обстоятельства. Во-первых, Польша и Венгрия получают больше всех льгот во всем ЕС, причем с большим отрывом. В 2018 году Польша потратила на 11,6 миллиардов евро больше, чем внесла в общую копилку. Второе (пожалуй, вытекающее из первого) — то, что на сегодняшний момент никакой народной поддержки у выхода из ЕС нет. «Оставьте нас в покое, или мы больше не будем тратить ваши деньги», — не самый убедительный лозунг, и избиратели это знают.
Однако ЕС эта тяжба сильно отвлекает, подрывая торговлю на едином рынке, и, хотя перспективы новых брекситов беспокойства пока не вызывают, в период сумятицы всё может измениться. Этого мнения явно придерживается уходящий канцлер Германии Ангела Меркель. С другой стороны, она скоро уйдет, а ее преемник должен отдавать себе отчёт в том, что внутри ЕС зреют силы, которые, если их не остановить, могут двинуться тем же путем путинизации, что и поляки с венграми. Ставки невероятно высоки.
И что мы можем с этим поделать, с нашим ослабшим влиянием в ЕС? В свое время Великобритания поддержала расширение союза во имя становления в бывших авторитарных странах демократических норм (примечание: когда мы стали членами ЕЭС в 1973 году, большинство европейских стран не были демократическими). Сегодня эта логика актуальна, как и во времена нашего членства.
После кампании за Брексит 2016 года с обеих сторон укоренилась манера всюду видеть марионеточные войска в этой бесконечной битве. В результате люди, которым следовало бы понимать ситуацию лучше, встали бок о бок с неопутинцами Восточной Европы. Как говорится, глупость хуже воровства. Мой отец мог бы рассказать вам, что поддерживать автократов против демократов (сколь угодно ловко) — паршивая перспектива.
Комментарии читателей:
Peter Humphreys
Не питаю ни малейшей симпатии к отвратительно автократическим правительствам Венгрии и Польши, но только самый предвзятый комментатор будет считать ЕС образчиком демократии и подотчетности. Организация требует, чтобы все страны отреклись от собственных убеждений и законов в пользу неких «ценностей» ЕС. К разным странам относятся вопиюще по-разному, и почему-то это считается приемлемым.
Richard Barnes
Что, и ни слова о Германии, чей Верховный суд тоже постановил, что конституция Германии выше законов ЕС?
Francesca
В этом вся Германия: говорю одно, а делаю другое.
Chorister
Пишу как страстный сторонник ЕС. Главная проблема и узкое место в том, что правые националистические правительства как Польши, так и Венгрии пользуются народной поддержкой. То есть демократию надо поддерживать лишь тогда, когда она дает «правильный» (то есть нужный) результат?
Fraxille
Ишь как Ааронович взъелся на страны, которые не подчиняются ЕС, — если только это не Германия и не Франция!
Chris Ford
«Отстоять свои принципы»? Это какие, интересно, поведайте, а?
Michael
А мне вот нравится, что можно голословно утверждать, что Россия поддерживает «правых», — и ничего тебе за это не будет. Зато наоборот никак нельзя.
Но я всё же попробую: интересно, кто финансирует левые партии по всему миру, чтобы подорвать экономику и ввести все более авторитарные законы? Всё, что я знаю, это что Китай своего не упустит.
S Leonard
Это иррациональный аргумент про папу-сталиниста.
Раз ЕС и Ааронович в придачу не понимают демократическую волю народа, то союз умрет — и поделом.
Steve in Cambridge
Насчет Венгрии. Напомню про Центральноевропейский университет с ректором по имени Майкл Игнатьефф, который спонсировал Джордж Сорос. Орбан выгнал его из Будапешта, и тот переехал в Вену. Орбан — клон Путина, контролирует прессу, парламент и судебные органы.
Alexander Felsing von der Vellen
Занятно: нас предупреждают о росте путинизма в Польше, — и в том же номере сообщает, что Польша планирует удвоить свою армию, чтобы противостоять… не поверите, путинизму.
BlogDog
Венгерская оппозиция либо бесполезна, либо еще правее Орбана. Итак, какие мы имеем альтернативы? Центрист Гергей Карачонь, нелепый мальчонка с плаката, даже не говорит по-английски. А ЕС хочет навязать этим странам иммиграционные квоты, хотя от тех же Швеции и Германии уже остались рожки да ножки. Сходите на рождественский рынок в Будапеште, и, несмотря на эту вашу «путинизацию», будете гулять спокойно, без приставаний и страха, что какой-нибудь псих наедет на вас на грузовике. И, судя по комментариям к этой статье и другим, Орбан не то чтобы сильно расходится с общественным мнением британцев…