Не будет преувеличением сказать, что уже несколько поколений украинцев выросли на мультфильмах о том «Как казаки…» совершали неслыханные подвиги. Спасали мировую цивилизацию и везде оставляли свой характерный след. Действительно, это очень удачная анимация со многими роскошными сюжетами, отсылающими нас к мировой истории: в древние цивилизации Востока, в античные времена, Средневековье, раннемодерную эпоху. Казаки здесь искусные, находчивые и вездесущие. Они перемещаются между эпохами в пространстве и времени. Кардинально влияют на ход исторических событий. Они знают, что является правдой, а потому справедливые и умнее греков, римлян и кардинала Ришелье. Они противостоят мировому злу и всегда побеждают. А с ними побеждают и современные украинцы, здесь и сейчас.
Все эти сюжеты сопровождаются представлением разных, даже античных, народов через наложение современных визуальных и музыкальных национальных стереотипов. Профессиональный историк назвал бы этот прием чистейшей телеологией. С переносом на прошлое нашего настоящего опыта и знаний. Опасность от такого «прочтения» мировой истории и иллюзорное ощущение причастности к ней современных украинцев может сыграть с нами злую шутку. Когда взбудораженные, с безосновательным представлением о своем величии они могут кардинально разойтись с суровой действительностью. Спасительной подушкой в таком случае должна была бы служить академическая историческая наука. Но оказалось, что на это не стоит надеяться.
До определенного времени позитив от подобной продукции преобладал. Легкая и непринужденная форма «перепева» мировой истории с остроумным добавлением «украинского следа» приятно щекотала самолюбие украинцев. Поднимала дух и вдохновляла на великие свершения. Стоит добавить, что одно из мощных произведений украинской классики, а именно «Энеида» Ивана Котляревского, также было перепевом бессмертного произведения Вергилия. Котляревский просто взял и переписал старый сюжет на украинский лад, где «украинизировал» чуть ли не всех персонажей, а главного героя Энея представил «казаком проворным». Подобные литературно-художественные упражнения были важным элементом создания украинского культурного нарратива.
Однако, когда в наше время дилетантская писанина стала подменять собой академические исторические знания, а количество фактов подмены стало критическим, то общество оказалось в ситуации, когда верх начала брать мифология. Которая не только начала вытеснять исторические знания, но и перетащила многих ученых в лагерь мифотворцев. Причин этому много. Во-первых, остроумная история легче читается. Статьи и книги с невероятными гипотезами расходятся как горячие пирожки. Их не нужно научно верифицировать и сопровождать соответствующими ссылками на источники. За это вообще никакой ответственности не предусмотрено.
Во-вторых, среди ученых, которые еще вчера были исповедниками идей ленинизма, завелась новая напасть — они вдруг стали пламенно защищать «настоящую украинскую историю», «отстаивать интересы нации» и вообще «восстанавливать историческую правду». Все перечисленные элементы на самом деле свидетельствуют об отсутствии профессионализма, диких фантазиях, а иногда и совести. Это категория профнепригодных лиц, решивших защищать себя через присвоение себе титула «настоящих патриотов». Используя различные методы и рычаги, эти люди объявили свои примитивные концепции и взгляды чуть ли не платформой всей украинской нации. Попытки же подвергнуть их критическому анализу начали представлять как покушение на интересы нации. Так защита нации превратилась в ее дискредитацию.
В-третьих, большая часть советских гуманитариев и их современные клоны отправились обслуживать политиков, партии и политические среды. Своего рода творить для них программы и подводить историческую почву. По сути, мы имеем дело с вульгарной политической инструментализацией истории. Дополнительным негативом стало и то, что с победой конкретной партии на выборах ее интеллектуальная обслуга получала новые рычаги и возможности для индоктринации науки, школьников и студентов. То есть некая ВО «Свобода» в западном регионе могла спокойно ввести в школьную программу свой «героический» базовый нарратив. И по принципу мультсериала представлять своих героев победителями всех битв и соответственно делать ложный вывод, что независимая Украина — это только их заслуга. На уровне парламента это часто приводило к кардинальному изменению исторической политики, которая работала не на консолидацию, а на раскол общества.
Дополнительной пикантности приобрела ситуация с началом российской агрессии и войны против Украины. Часть пропагандистов и историков бросились работать по старым лекалам, используя старый советский лозунг «Все для фронта — все для победы». Из истории искусственно были отобраны все случаи, когда украинцы воевали против русских. Опасность такого приема таилась в том, что до двадцатого века украинцы не воевали от имени своего государства. Они воевали в чужих имперских мундирах. И очень часто друг против друга. Австрийские украинцы в австрийской армии против приднепровских украинцев в составе российской армии во время Первой мировой войны. «Дивизионников» СС «Галичины» под Бродами разбили, среди прочих, мобилизованные в Красную Армию украинцы. Далее непременно шла история борьбы УПА* против «советской империи». Продвижение этого нарратива не добавляло никакого позитива в масштабах Украины и тянуло за собой очередные линии раскола в украинском обществе.
Для прикрытия этой диверсии снова стали использовать «мультяшные» мемы. Якобы нехитрые истории о «победах» и разгромленные украинскими националистами немецкие и советские дивизии, вызывающих в России «разрыв пуканов» и панику. Но если быть до конца откровенными, то за позиционирование украинцев во время Второй мировой войны не в составе антигитлеровской коалиции, а на стороне Третьего рейха, Путин и вся российская пропаганда должны были бы этим «борцам» выставить большое пиво. Хотя не стоит исключать, что многие из них от финансовой помощи из-за хутора Михайловского не отказались бы.
Здесь надо отметить также, что запуск в публичный оборот того, что не основывается на серьезных научных исследованиях, не может быть подтверждено архивными и иными достоверными материалами, не защищает Украину, а работает ей во вред. Мало того, что оно не является убедительным — оно дискредитирует позицию Украины. Демонстрирует миру отсутствие серьезной академической среды. Или отсутствие его влияния на внутренние процессы в государстве. Когда академические ученые то ли из конформистских соображений, то ли из страха перед публичностью толкуют в своем цехе тех, кто профанирует науку. Оставляют общество на откуп откровенным невеждам. Которые разглагольствуют об украинцах как о прародителях мировой цивилизации. Что Иисус-галичанин, что Геракл из Крыма. Что трипольцы имели огромные города с населением до сорока тысяч. И это за три тысячи лет до Александра Македонского.
А если и реагируют, то так как сообщество археологов на антинаучную деятельность Валерия Бебика — письмами протеста. Такой протест ничего не может дать, потому что Валерий Бебик со своим бредом уже выпустил более девятисот программ на радио, снял сто тридцать фильмов для «Тониса», написал шестьдесят две «книги» и защитил под своим руководством восемь докторов наук и двадцать три кандидата наук. Он защитил свои диссертации на совете в академическом институте. Публиковался в научных и даже правительственных изданиях. Бебик — это нынешнее лицо украинской науки, которая его сертифицировала научными званиями и предоставила доступ к широкой аудитории. Бебик был проректором, ректором и заведовал кафедрами в Межрегиональной академии управления персоналом (этой «кузнице» правительственных кадров) и в университете «Украина». Государственная аккредитация этих учреждений — это преступление против системы высшего образования на Украине.
Но Бебик — это только вершина айсберга. Если присмотреться к огромному количеству современных «политруков» на различных кафедрах, к тому, что они пишут, о чем говорят на своих лекциях, то ситуация выглядит почти безнадежно. Обидно, когда преподаватели не владеют иностранными языками. Не интегрированы в мировую науку. Практически ничего не читают. Когда их научная позиция основана на утверждении — должны мне поверить, потому что я патриот. Когда они не способны научить критически мыслить, ибо сами часто этим не наделены. Если вся жизнь — борьба, разоблачение коварных врагов и слежка за идеологической позицией коллег, то для науки не остается места.
Если коротко. В мире анимации можно все. Можно читать годами курс об истории украинской государственности, начиная от трипольцев, чем окончательно отбить интерес к истории у молодого поколения. Можно снимать пропагандистские программы, основанные на устаревших и вредных идеях с 1930-1940-х годов, от которых отказался весь мир. Можно раздавать ученым премии и награды за политическую лояльность. Тратить миллионы на бездумные коммеморативные практики. Содержать пропагандистские штабы, тучи троллей и ботов. Но при этом помнить, что все это творит только иллюзию. Иллюзию существования академической науки, университетов, высшей школы, школьного образования. Иллюзию собственного величия и исполинских достижений. Самой благозвучной речи. УПА-армии, которую якобы желали себе де Голль и Черчилль. Но пора опускаться на грешную землю. К нашему разбитому корыту. И наконец перестать защищать иллюзию, дискредитируя Украину.
* — запрещенная в России организация