Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The New York Times (США): технологические достижения Москвы — «палка о двух концах»

© РИА Новости Алексей Майшев / Перейти в фотобанкСистема Face Pay на Филевской линии московского метро
Система Face Pay  на Филевской линии московского метро - ИноСМИ, 1920, 18.11.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последнее столичное новшество — система распознавания лиц, которая заменяет проездной в московском метро. Может, это и технический прогресс, но активисты бьют тревогу из-за опасений в связи с конфиденциальностью, пишет The New York Times. При этом автор статьи отмечает, что по цифровым услугам Москва лидирует с большим отрывом.
Московский метрополитен, мировое чудо хорошо отлаженного общественного транспорта, открытое в 1935 году, в прошлом месяце угодил в заголовки по всему миру благодаря новшеству уже XXI века — платежной системе, где пассажиру больше не нужен ни билет, ни проездной, ни смартфон, ни даже бесконтактная банковская карта. Нужно лишь показать лицо.
К 15 октября система распознавания лиц под названием Face Pay заработала на почти 240 станциях Московского метрополитена, который славится богатым убранством, а также тем, что точен как часы и постоянно расширяется.
Московские власти поспешили похвастаться еще одним технологическим достижением — одним из многих за последнее десятилетие. «Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире», — заявил заместитель мэра по транспорту Максим Ликсутов.
Чтобы активировать Face Pay, пассажир должен привязать свою фотографию к банковской или транспортной карте через специальное мобильное приложение. После этого камера распознает его лицо (даже в маске) и открывает турникет. Теоретически на это уходит две-три секунды, и это снизит толчею в час пик.
Этот один из самых громких и противоречивых городских проектов по модернизации услуг использует передовые биометрические технологии и навыки нового поколения российских компьютерных инженеров на всю катушку. «Технология новая и очень сложная, мы будем и дальше работать над ее улучшением», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Но российские активисты уже забили тревогу из-за цифровой конфиденциальности, отметив, что новая система не только ускоряет проход в Московском метрополитене. «Это еще и веский повод оборудовать турникеты камерами, — считает Артем Козлюк, директор „Роскомсвободы", московской организации в защиту цифровых прав. — Это позволит им отточить алгоритмы распознавания лиц».
По словам Козлюка, Москва занимает третье место в мире по масштабам видеонаблюдения на улицах и в общественном транспорте: около 200 000 камер по всему городу и в метро помогают полиции ловить преступников и предотвращать правонарушения. Российская полиция уже использовала распознавание лиц для поиска и задержания участников мирных протестов оппозиции.
Кроме России платежные системы с распознаванием лиц внедряют Китай и Белоруссия, где правительства не очень-то заботятся о неприкосновенности частной жизни (Белорусская система распознавания лиц в минском метро называется Look and Go). А вот Европейский парламент в прошлом месяце, напротив, принял необязательную к исполнению резолюцию о запрете технологии распознавания лиц в общественных местах в полицейских целях.
  1. 1
    The Atlantic: новое российское приложение для распознавания лиц может покончить с анонимностью
  2. 2
    Suomen Kuvalehti: в России нашли стимул для усиления слежки
  3. 3
    Handelsblatt: российский Большой брат получил алгоритм слежки за людьми
Поборники конфиденциальности требуют более прозрачного контроля — в том числе и для других передовых, но нередко навязчивых технологий. «Мы должны быть уверены, что все эти новшества работают во благо людям, а не во вред», — сказал Козлюк.
Face Pay вписывается в более обширную программу городских властей по внедрению передовых технологических решений. Москва — несомненно самый «умный» город России, не в последнюю очередь потому, что столица находится в центре внимания правительства. Москва с ее 12,5 миллиона жителей — второй по величине город Европы — и население продолжает расти. С 2002 по 2010 год население России сократилось на 1,2%, а Москвы — наоборот, выросло на 10,9%. К тому же и средняя зарплата в столице почти вдвое выше, чем в среднем по стране.
Наконец, столица пользуется безраздельным вниманием федерального правительства. В 2019 году бюджет на реконструкцию города сравнялся с бюджетом остальной страны.
«В Москве сосредоточена финансовая и бюджетная мощь, — сказал профессор престижного Московского государственного института международных отношений Сергей Камолов. — Москва идет в авангарде, здесь обкатываются самые разные системы».
Два года назад Россия запустила собственную систему рейтинга «умных» городов, ранжируя их по «коэффициенту интеллекта». Это своего рода мерило прогресса во внедрении современных технологий и цифровых услуг для населения. Камолов считает, что это полезный инструмент давления на местные власти, чтобы приблизить цели, установленные в национальной программе «Умный город».
При этом Камолов, сам член рабочей группы «Умного города», отмечает, что просто клонировать идеи и технологии из города в город недостаточно. По его словам, новые технологии не обязательно сказываются на качестве жизни граждан. «Мне кажется, что „умные города" — концепция глубоко маркетинговая», — сказал он в телефонном интервью.
За последние годы Россия немало сделала на национальном уровне для внедрения электронных услуг. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года Россия разработала систему электронных виз для туристов на ограниченное время и с ограниченными целями. И, подобно другим странам, Россия запустила правительственный сайт «Госуслуги», где граждане могут получать документы, оплачивать штрафы и записываться на прием. В рейтинге электронного правительства ООН за 2020 год Россия заняла 36-е место из 193.
И тут, как и в других сферах, Москва лидирует с большим отрывом. «Госуслугами» москвичи пользуются гораздо чаще других регионов России — это и неудивительно, учитывая концентрацию молодых, образованных и компьютерно грамотных людей. Но и регионы постепенно наверстывают упущенное, предлагая специальные курсы компьютерной грамотности, особенно для пожилых.
Москва и шесть других регионов также участвовали в эксперименте с онлайн-голосованием на парламентских выборах в прошедшем сентябре. Правда, в системе усомнились сторонники демократии, — они назвали ее «черным ящиком» для подтасовок. Если же отбросить спорные результаты, — а это серьезное «но», что и говорить, — то свое дело онлайн-голосование сделало, по крайней мере, на техническом уровне.
Москва уже внедрила цифровые услуги в здравоохранении, школах и правовой системе, и значительная доля городского бюджета на модернизацию достается транспорту.
По словам Камолова, у Москвы самый большой парк электробусов в Европе, а метрополитен с пассажиропотоком порядка шести миллионов пассажиров в будний день (в доковидную эпоху было более восьми) по-прежнему получает немало государственных средств: с 2011 по 2022 год на расширение и благоустройство выделено 27 миллиардов долларов. Бóльшая их часть пошла на строительство новых станций, но кое-что все же на систему распознавания лиц, которая теперь, как ожидается, будет внедряться и в других городах по всей стране.
Козлюк из «Роскомсвободы» считает, что ключ к внедрению передовых цифровых услуг на основе личных данных — это доверие. «Мы должны быть уверены, что есть контроль, — сказал он. — Иначе все эти улучшения окажутся палкой о двух концах».