Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

La Vanguardia (Испания): Осип Дерибас, испанский адмирал на службе у Екатерины II

© РИА Новости Алексей Варфоломеев / Перейти в фотобанкРепродукция портрета адмирала Осипа Михайловича Дерибаса
Репродукция портрета адмирала Осипа Михайловича Дерибаса - ИноСМИ, 1920, 30.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основатель Одессы Хосе де Рибас, вошедший в народную память благодаря знаменитой улице Дерибасовской в основанном им городе, был каталонцем, напоминает газета La Vanguardia. Это ему Одесса обязана своим очень выгодным географическим положением. Осип Михайлович, как назвали его в России, стал одним из "екатерининских орлов". Память о нем — один из мостов, связывающих Одессу с Россией.
Хосе де Рибас (известный в России как Осип Михайлович Дерибас) родился предположительно в 1749 году и происходил из знатного каталонского рода. Его мать (Маргарет Планкетт) была ирландкой, а отец (Мигель де Рибас) был назначен консулом Испании в Неаполитанском королевстве, поэтому мальчик вырос там, под влиянием идей Просвещения. Уже в детстве он говорил на шести языках, а в 16 лет стал подпоручиком неаполитанской гвардии. В этом чине он познакомился с Алексеем Орловым, который тогда командовал русским флотом в Средиземном море.

Война с Османской империей

Орлов заметил Дерибаса и, несмотря на его юный возраст, предложил ему стать адъютантом и приехать в Россию. В то время Екатерина II стремилась расширить границы империи, закрепиться на Чёрное море. Приближалось решающее столкновение с Османской империей и Екатерине Великой нужны были обученные военные. Дерибас был одним из них.
За время работы в кадетском корпусе Дерибас проявил себя как талантливый и мужественный военный. Ему также были свойственны дальновидность и жёсткость. Испанец времени зря не терял: он ухаживал за одной придворной дамой, и не за какой-нибудь, а за Анастасией Соколовой, дочерью одного из приближённых императрицы.
После свадьбы в 1776 году, пара стала одной из самых близких к императрице, как пишет Саймон Себаг-Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore) в книге "Екатерина Великая и Потёмкин: имперская история любви" (2002). К тому же испанский военный завоевал расположение Григория Потёмкина, который вытеснил брата Алексея Орлова Григория не только в качестве самого влиятельного человека Российской империи, но и в качестве фаворита Екатерины II.
Когда началась русско-турецкая война (1787-1792), Дерибаса отправили служить к нерешительному Джону Полу Джонсу, по-видимому, скорее в качестве няньки, чем подчинённого. Несмотря на заслуги в американской войне за независимость, в русской кампании Джонс оказался не столь удачлив. Как говорит автор книги "Одесса: гений и смерть города грёз" (2012) Чарльз Кинг (Charles King), американцу постоянно нужно было одобрение, в частности из-за того, что в прошлом его обвиняли в пиратстве.
Это привело к тому, что он начал вести себя педантично, чем вызвал неприязнь у остальных военнослужащих. Такое поведение особенно раздражало, поскольку у Джонса не было способностей к командованию. Да и как он мог командовать войсками, если он даже не говорил по-русски? На фоне некомпетентного Джонса Дерибас выглядел выигрышно.

Черноморская судьба

Возможность проявить себя предоставилась на Днепровском лимане. Под контроль русских перешли последние километры реки перед выходом в Чёрное море, но в устье стояла крепость Очаков, защищённая турецким флотом.
У Потёмкина появился амбициозный план. Джонс и Дерибас должны были завлечь корабли в наименее глубокую часть реки, где их обстреляли бы из заранее размещенных на берегу пушек. Им это удалось, причём они сделали это с помощью гребных судов, вооружённых мелкокалиберными пушками.
Затем последовал безжалостный обстрел, турки начали выпрыгивать из своих горящих кораблей. В своей книге Кинг описал впечатления, которыми Джонс поделился с Дерибасом при виде такого зрелища: "Человечество содрогается в возмущении и ужасе, увидев, сколько несчастных погибает в огне".
Через некоторое время османская крепость Очаков пала. Бой был настолько жестоким, что Днепр залило кровью. Погибших было столько, что русским солдатам пришлось собрать тела в огромные кучи на обледеневшей части реки.
Эта победа поставила турецкий флот в тупик. К тому времени Потёмкин уже построил свой флот, который, по оценкам Монтефиоре, насчитывал 24 линейных корабля и огромное количество гребных судов. Английский историк сравнивает тогдашние линейные корабли с нынешними авианосцами. Построить хотя бы одного такого зверя с брюхом, полным пушек, означало достичь пика военно-морских технологий.

Победа пришла с кровью

Пока Джонс сетовал на травму от войны, Дерибас её уже пережил. К 1790 он уже командовал своей флотилией — подходящее время, потому что приближалась битва, которая должна была окончательно укрепить его авторитет. Стоящая у устья Дуная крепость Измаил казалась неприступной. За её стенами, башнями и рвами скрывались около 40 тысяч османских солдат. Поэтому Потёмкин предпочёл отказаться от штурма. Он не был уверен в успехе и не хотел рисковать престижем русского флота.
Именно в этот момент испанцу подвернулась возможность проявить свой характер. Это случилось 25 ноября в палатке, посреди лагеря русской армии. Монтефиоре подробно рассказывает об этой встрече. Многие генералы уже приказали частично снять осаду — к сильнейшему неудовольствию Дерибаса. Испанец был в ярости, он требовал штурма крепости. Решение было принято после того, как Потёмкин поставил во главе войск генерала Александра Суворова, великого полководца, который вошёл в историю как человек, "не проигравший ни одного сражения".
Дерибас наконец-то исполнял приказы человека, обладавшего должным уровнем решительности. Командуя 145 кораблями с девятью тысячами моряков на борту, испанец заблокировал крепость со стороны реки, а 22 декабря, после ночного обстрела, Суворов бросил на штурм 28 тысяч пехотинцев.
Историк Майкл Клодфелтер (Micheal Clodfelter) привёл в своей книге цифры, отражающие масштаб этого эпизода. В кровавом бою погибли 26 тысяч турков. Но самое ужасное произошло, когда кончились обстрелы. Русские вошли в город за своим военным трофеем.
Это самая жестокая часть поэмы лорда Байрона "Дон-Жуан" (1824). По своему опыту поэт и путешественник знал, что война обнажает самые худшие человеческие качества, и он выразил это в стихах. Только во время реальной осады Измаила не было никакой "Лейлы", спасённой каким-нибудь великодушным Дон-Жуаном. Город разграбили, мужчин убили, а женщин изнасиловали.
Война окончилась подписанием Ясского мирного договора (1792), по которому приходящая в упадок Османская империя передавала Российской империи Крымский полуостров и другие черноморские территории. На этом этапе Российской империи нужно было утвердить своё господство над новыми территориями. У Дерибаса были свои идеи на этот счёт.

Одесса — главный проект

Как объясняет Кинг, испанец никак не мог выкинуть из головы маленькое поселение Гаджибей. Поселение занимало стратегическое положение между устьями Дуная, Днестра и Днепра, что позволяло контролировать речные пути Восточной Европы. Помимо центра торговли, Гаджибей мог стать центром сельского хозяйства, которое постепенно развивалось. Именно на месте Гаджибея была построена Одесса, первым градоначальником которой и стал Дерибас.
Ему было несложно убедить в жизнеспособности проекта Екатерину II, тем более что о нём хорошо отзывались. "Много заслуживает генерал-майор Рибас, и больше еще от него хороших успехов будет", — говорится в письме императрице, датированном декабрём 1790.
После того, как затея была одобрена лично императрицей и были направлены первые средства в 1794, было чрезвычайно важно построить укрепления и пристань. В конце концов, можно было ожидать какой-нибудь ответной реакции от Османской империи. Под руководством Дерибаса город заметно вырос, было построено около сотни домов. Постепенно осуществлялась мечта превратить это поселение, которое переименовали на греческий манер в Одессу, в экономический и культурный центр.
Но смерть императрицы в 1976 и вступление на престол её сына, ставшего императором Павлом I, сорвали эти планы. Живший всё это время в тени своей матери, император с радостью принялся растрачивать всё, что ему досталось по наследству, и не пощадил Одессу.

Заговор против Павла Первого

Впрочем, сближение императора с немецкой знатью сыграло с ним злую шутку. Опасаясь, что Павел Первый — предатель России, окружение покойной императрицы, включая Дерибаса, начало готовить против Павла Петровича заговор. Таким образом, последние дни испанца прошли в интригах и тайных сходках.
Дерибас умер в 1800, за несколько месяцев до убийства императора, ставшего по сути госпереворотом. Что касается самого Дерибаса, о причинах его смерти мало что известно, кроме того, что он встретил её в бреду и горячке. Может, его отравил один из соратников, опасаясь, что в бреду он раскроет готовящийся заговор против императора? Многие об этом судачили, но никаких доказательств нет.