Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Policy (США): удастся ли сохранить мир в Арктике после украинских событий?

© AFP 2022 / MAXIME POPOVРоссийский военнослужащий на острове Земля Александры, 17 мая 2021 года
Российский военнослужащий на острове Земля Александры, 17 мая 2021 года - ИноСМИ, 1920, 07.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бойкот Арктического совета опасен, сообщает Foreign Policy. По мнению автора статьи, семь стран-участниц бойкота, а также международное сообщество должны немедленно восстановить сотрудничество по линии этой организации.
Ингрид Берк Фридман (Ingrid Burke Friedman)
Бойкот Арктического совета западными странами может дать обратный эффект.
Спецоперация на Украине продолжается. В этих условиях страны и организации во всем мире осуждают Москву и вводят против нее суровые карательные санкции. В некоторых случаях минусы от изоляции России перевешивают плюсы.
Важным примером является Арктика. Геополитическая значимость этого региона и хрупкая система управления им создают там благодатную почву как для сотрудничества, так и для конфликта. И хотя Арктический совет последнюю четверть века формировал устойчивую основу для сотрудничества, семь из восьми членов решили бойкотировать его деятельность из-за действий Москвы. Последствия такого шага могут оказаться катастрофическими.
Стратегическая важность Арктики объясняется в основном богатыми запасами полезных ископаемых. Из-за изменений климата и роста температур быстро исчезают препятствия, мешающие освоению природных богатств этого региона. По данным Центра Стимсона (Stimson Center), в Арктике может находиться до 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров газа. А по оценкам "Уолл-Стрит Джорнал", там имеются залежи редкоземельных металлов на триллион долларов. Это 17 ценных элементов, имеющих огромное значение для производства военной техники и бытовой электроники. В регионе есть и другие природные богатства, включая крупные месторождения золота, платины, олова, алмазов, циркония и титана. Об этом говорится в научной работе, опубликованной недавно в журнале "Обзоры геологии рудных месторождений" (Ore Geology Reviews).
Арктический совет был основан в 1996 году в попытке наладить сотрудничество и взаимодействие между восемью арктическими государствами — Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Россией, Швецией и США, а также между коренными народами и прочими заинтересованными сторонами. Страны-члены совета выступают в качестве кураторов региона и реализуют многочисленные национальные, региональные и международные договоры и нормы права, имеющие отношение к защите окружающей среды, готовности к чрезвычайным ситуациям и устойчивому развитию. Восемь членов совета председательствуют в нем по очереди в течение двух лет. Россия возглавляет его с мая 2021 года.
Что важно, сам совет не разрабатывает законы и не контролирует их исполнение. Это форум, на котором страны-члены заключают многосторонние договоренности. Например, участники могут подготовить имеющий обязательную юридическую силу договор, в котором распределяются обязанности по решению региональных проблем. Ранее достигнутые соглашения посвящены поисково-спасательным операциям, работе по ликвидации разливов нефти в море и расширению научного сотрудничества.
Соглашения, заключенные в рамках Арктического совета, подкрепляют различные международные правовые и политические механизмы, такие как Конвенция ООН по морскому праву и Полярный кодекс Международной морской организации. Работу совета дополняют многочисленные региональные и международные организации разного масштаба и предназначения. Среди них Арктический форум береговой охраны, Международная морская организация, Совет саамов и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Правда, последний, как и сам Арктический совет, недавно приостановил сотрудничество с Россией из-за спецоперации на Украине.
Короче говоря, нет какой-то единой организации, которая несет полную ответственность за управление в Арктике. Относительное спокойствие и мир в регионе давно уже зиждется на убежденности в том, что выгоды от сотрудничества между арктическими государствами, желающими сохранить контроль над своими территориями в Арктике, перевешивают его недостатки. В прошлом такой прагматичный баланс удавалось сохранять, несмотря на провокации.
В 2007 году российская субмарина установила национальный флаг на океанском дне на Северном полюсе. Это вызвало мягкое дипломатическое осуждение, а тогдашний министр иностранных дел Канады Питер Маккей (Peter MacKay) сказал: "Сегодня не XV век. Нельзя просто так странствовать по свету, ставить флаги и заявлять "мы застолбили эту территорию"". Пресс-секретарь Госдепартамента США того времени Том Кейси (Tom Casey) отозвался о российском поступке пренебрежительно, заявив, что этот шаг "не имеет никакой юридической силы и эффекта". Но сотрудничество продолжалось.
Никакие геополитические разногласия прошлого не могли "потопить" арктическое сотрудничество. Когда Россия в 2014 году аннексировала украинский Крым, это повлекло за собой череду западных санкций и сорвало усилия по укреплению приполярной безопасности. Однако Арктический совет продолжил свою работу. В учредительном документе совета, Оттавской декларации, отмечается, что организация "не должна заниматься вопросами военной безопасности". Многие аналитики говорят, что это условие помогало продолжать арктическое сотрудничество даже в периоды геополитического противостояния в других регионах.
Благодаря такой особенности Арктический совет неоднократно выдвигали на Нобелевскую премию мира, в последний раз в этом году всего за несколько недель до начала российской спецоперации на Украине. "Арктический совет доказывает необходимость сотрудничества и доверия между странами в момент, когда мир оказался под угрозой вокруг Украины и в других регионах", — заявил депутат норвежского парламента Бард Людвиг Торхейм (Bard Ludvig Thorheim), объясняя свое решение вместе с тремя другими депутатами выдвинуть совет на вручение Нобелевской премии.
Но арктические аналитики выражают обеспокоенность в связи с упущениями в вопросах надлежащего управления в регионе. В Арктике потепление происходит в три раза быстрее, чем в среднем в мире, что вызывает таяние морских льдов, подъем уровня моря, погодные аномалии и сокращение популяций животного мира. Потепление также позволяет расширять судоходство в высоких широтах, а это усиливает риски загрязнений и разливов вредных веществ.
Исследовательский центр Rand в 2021 году подготовил доклад, в котором выделил три ключевых недостатка в вопросах управления в Арктике. Это недостаток диалога между военными и прозрачности, ограниченные возможности по реализации соглашений об управлении, а также усиление противоречий между потребностями в глобальной инклюзивности и интересами арктических государств. По структуре совета, шесть организаций коренных народов являются его постоянными участниками и обладают всеми консультационными правами на переговорах и в процессе принятия решений. В то же время, государства, не являющиеся арктическими, могут участвовать в деятельности совета, но с оговоркой о том, что все официальные решения и соглашения являются исключительной прерогативой восьмерки арктических государств. Rand заявляет, что в перспективе более широкое и многостороннее сотрудничество с неарктическими государствами и коренными народами региона должно стать обязательным при устранении причин конфликтов.
Недостатки в вопросах управления в Арктике были выявлены задолго до того, как семь постоянных членов совета 3 марта заявили о своем намерении бойкотировать предстоящие заседания и деятельность органа. Они выразили убежденность в том, что "ключевые принципы суверенитета и территориальной целостности издавна лежат в основе работы Арктического совета, где в настоящее время председательствует Россия". Государства объявили о "временной приостановке" своего участия во всех заседаниях совета и его вспомогательных органов. О сроках такой паузы страны-члены высказались весьма неопределенно, дав понять, что она останется в силе до тех пор, "пока не возникнут необходимые условия, позволяющие продолжить важную работу совета".
Выступая 14 марта на конференции, организованной Центром Вильсона, американский координатор по арктическому региону Джеймс Дехарт (James DeHart) сказал, что участники бойкота специально решили назвать свою меру временной паузой, и подчеркнул, что это не выход из состава Арктического совета и не сигнал о намерении его перестроить. "Это просто пауза в свете ужасных событий и вопиющей операции России на Украине", — заявил он. Дехарт добавил, что сейчас сложно говорить о сроках взятой паузы с учетом быстрых изменений обстановки.
Старшее должностное лицо Арктического совета от России Николай Корчунов сказал, что бойкот неизбежно усугубит существующие в регионе риски и вызовы. "Арктический регион должен оставаться территорией мира, (...) следовательно, такой уникальный формат не должен подвергаться воздействию побочных эффектов от каких-то внерегиональных событий. Для нас нет альтернативы устойчивому развитию наших арктических территорий", — заявил он. Корчунов добавил, что мероприятия совета будут проводиться по плану, за исключением встреч с другими высокопоставленными руководителями из арктических стран, в надежде на то, что после паузы его деятельность возобновится в том же объеме, что и до бойкота. Но как это можно будет осуществить на практике — непонятно, поскольку деятельность совета ведется коллективно, а решения принимаются на основе консенсуса.
Если раньше в организации управления регионом были просто недостатки, то теперь они превратились в болезненные нагноения. Российская операция на Украине наглядно продемонстрировала опасность отсутствия прозрачности в действиях военных, когда из-за длительного перерыва в диалоге между военным командованием США и России у официальных лиц и аналитиков возникает страх перед тем, что просчеты на поле боя могут привести к непреднамеренной эскалации напряженности между двумя крупнейшими ядерными державами. Добавьте к этому то обстоятельство, что этим регионом с большими запасами полезных ископаемых управляет малопонятная сборная солянка организаций и механизмов, и риски дефицита общения становятся более очевидными. Ситуация усугубляется еще и тем, что разлад в Арктическом совете создает благоприятные возможности для неарктических государств типа Китая, которые постараются укрепить свое влияние в регионе.
Российские представители назвали бойкот "достойным сожаления", и в этом есть доля истины. Утилитарный баланс арктического сотрудничества нарушен. Неясно, можно ли будет его восстановить, и как это сделать. А поскольку и без того слабая система регионального управления полностью остановлена, негативные последствия выйдут далеко за рамки совета и его деятельности. Может полностью остановиться научно-исследовательское сотрудничество и работа по мониторингу. В регионе существует много потенциальных катализаторов конфликта: усиление военной активности, ограничение диалога по вопросам приполярной безопасности, изменения в коммерческой деятельности по причине расширения судоходства, новые возможности по добыче минерального сырья и углеводородов, обусловленные ростом температур.
Опубликованные в последние годы сухопутными войсками, ВВС, ВМС и министерством внутренней безопасности стратегические документы, а также череда американских военных учений указывают на то, что Вашингтон всеми силами старается укрепить свою оборону в Арктике. Реализацию этой стратегии он начал еще до украинских событий, но она показывает, насколько хрупок региональный мир и насколько важна Арктика для национальных интересов США.
<…>
Действия же России на Украине ни в коей мере не меняют ситуацию в Арктике, которая становится все более неустойчивой и рискованной. В прошлом Арктическому совету удавалось оставаться в стороне от геополитических свар, и это позволяло ему укреплять сотрудничество даже в самые непредсказуемые с точки зрения дипломатии времена. Отчасти это объясняется четкими положениями Оттавской декларации о военной безопасности. Бойкот, также связанный с более общими вопросами международного права, вызван действиями Москвы и в принципе противоречит этой декларации.
Семерка арктических государств и международное сообщество должны возобновить деятельность Арктического совета как можно быстрее. Если это чревато недопустимыми политическими издержками, то арктические страны должны, по крайней мере, как можно скорее ликвидировать пробелы в управлении этим регионом, заключив содержательные и действенные двусторонние и многосторонние соглашения. И если Арктический совет сохранит свое единство, то не исключено, что он и в следующий раз будет номинирован на Нобелевскую премию мира.