Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Christian Science Monitor (США): против Путина объединился Запад, но не Африка

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкПрезидент ЮАР Джейкоб Зума с супругой на церемонии совместного возложения цветов к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду
Президент ЮАР Джейкоб Зума с супругой на церемонии совместного возложения цветов к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борец против апартеида в ЮАР рассказал CSM, почему он поддерживает Россию в конфликте с Украиной. Африканские дипломаты считают, что Вашингтон превратились в образец декаданса, аморальности и лицемерия, Россия предстает в образе жертвы несправедливости.
Моника Марк (Monica Mark)
Йоханнесбург – Когда Линда Джон Селепе (Linda John Selepe), 68-летний ветеран из ЮАР, впервые увидел фотографии российского военного самолета, летящего над Украиной, он немедленно перенесся мыслями в те времена, когда ему тоже приходилось нередко слышать ревущие над головой советские бомбардировщики.
В 1980-х годах молодой Селепе взял в руки оружие, чтобы вступить в борьбу против режима апартеида в ЮАР, и провел много лет в специальных лагерях. Там он прошел подготовку, получил оружие и финансовую помощь от Москвы, которая поддерживала в Африке десятки движений за независимость в рамках холодной войны с Западом.
"Единственным способом выжить – единственной причиной, по которой мы выжили, были российские военные самолеты, которые наносили бомбовые удары" по позициям противников, как сказал Селепе, вспоминая те годы, когда он был партизаном и действовал из соседней Анголы. Несмотря на то, что с тех времен прошло уже 40 лет, его голос дрожал, когда он о них рассказывал.
"Мне жаль, и я очень сочувствую мирному населению Украины. Но я полностью поддерживаю действия Путина на Украине, потому что я сужу по истории моей страны", – уточнил он.
Отголоски событий той эпохи до сих пор звучат по всему африканскому континенту – и они объясняют, почему многие африканские государства не хотят публично критиковать спецоперациюРоссии на Украине.
Эта уклончивость африканских стран проявилась в полной мере на заседании Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся 2 марта. Подавляющее большинство стран – 141 – проголосовали за резолюцию, которая требовала немедленного вывода российских сил с территории Украины. Но из 35 стран, которые воздержались от осуждения России, 17 были государствами Африки. Более того, еще семь представителей Африки вовсе не участвовали в голосовании. Эритрея – закрытое государство в восточной части Африки – присоединилась к Белоруссии, Северной Корее, Сирии и России, проголосовав против резолюции.
"Многие африканские государства заняли выжидательную позицию по целому ряду причин, – объяснил Стивен Грузд (Steven Gruzd), эксперт по африканскому управлению и дипломатии в Южно-Африканском институте международных отношений (South African Institute of International Affairs). – Среди этих причин – нежелание оказаться втянутыми в новую холодную войну, симпатия к России и антипатия к Западу, а также дипломатические и политические расчеты".

Противовес

Резолюции Генассамблеи ООН не имеют юридически обязывающей силы, однако они все же обладают определенным политическим весом. Резолюция от 2 марта отправила ряд важных сигналов касательно изменений в международном порядке.
Последние годы Россия без лишнего шума укрепляла связи с африканскими государствами, особенно в военной сфере. Военные лидеры Центральноафриканской Республики, Мали, Гвинеи, Судана и других стран приглашали российских наемников для усмирения волнений – несмотря на то, что во многих случаях они уже получали военную или экономическую помощь от Запада.
Власти Центральноафриканской Республики даже сообщили, что они планируют сделать уроки русского языка обязательными для всех студентов. Ранее в этом году сторонники военного переворота в Буркина-Фасо размахивали российским флагом.
А в тот день, когда Россия начала спецоперацию на Украине, министр обороны ЮАР присутствовал на коктейльной вечеринке в российском посольстве, где отмечался российский День защитника Отечества.
"Россию поддерживают отчасти потому, что в ней видят противовес американской гегемонии и лицемерию по целому ряду вопросов", – сказал бывший советник нигерийского правительства.
По его словам, к таким проблемам относится нежелание Соединенных Штатов отвечать за результаты их вторжения в Ирак, а также их вмешательств в политику африканских государств: "Америка превратилась в карикатуру декаданса, аморальности, лицемерия и международного задиры. Тем временем Россия благодаря своим умелым медиа-манипуляциям предстает в образе жертвы несправедливости".
Эта точка зрения широко распространена на юге Африки. "Жители Зимбабве были жертвами односторонних санкций на протяжении более 20 лет, и они никому не желают пережить такое", – сказал министр иностранных дел Зимбабве в своем заявлении, объясняя, почему его страна воздержалась от критики в адрес России.

Пушки и ядерное оружие

Но такая выжидательная позиция отчасти объясняется жесткими соображениями прагматичной политики.
Стратегия России в Африке предполагает заключение сделок скорее с элитами, нежели с государствами, объяснил Джозеф Сигл (Joseph Siegle), руководитель исследований в Африканском центре стратегических исследований (Africa Center for Strategic Studies) при министерстве обороны США. "Помогая этим зачастую нелегитимным и непопулярным лидерам, Россия укрепляет в них чувство признательности, которое они испытывают к Москве", – пояснил он.
И, хотя в целом объемы торговли России с Африкой очень малы, Москва является крупнейшим поставщиком оружия – на рынке, где западных производителей оружия сдерживают тревоги по поводу нарушений прав человека. Россия угрожает "недружественным странам" санкциями, а африканские лидеры "не хотят лишиться доступа к российским вооружениям", объяснил нигерийский чиновник, который попросил сохранить его имя в тайне.
Попытки России сыграть на наследии связей советских времен обрели довольно необычную форму в ЮАР, которая является самой развитой страной континента.
"Россия всегда рассматривала ЮАР как ворота, ведущие к расширению ее влияния на Западе в целом, – объяснил Дэвид Фиг (David Fig), социолог из Кейптаунского университета, который много пишет об энергетической геополитике России. – Один из способов, с помощью которых она пытается этого добиться, – через секретные отношения, позволяющие поддерживать энергетическую инфраструктуру ЮАР".
Кульминация наступила при Джейкобе Зума (Jacob Zuma) – прямолинейном бывшем президенте ЮАР, который, по некоторым данным, проходил обучение в Советском Союзе в годы апартеида. В 2015 году Зума попытался подписать противоречащую конституции страны сделку на 76 миллиардов долларов на строительство нескольких атомных станций с компанией "Росатом".
Строящийся нефтеперерабатывающий завод в Луанде, Ангола - ИноСМИ, 1920, 17.03.2022
Foreign Policy (США): сможет ли Африка заменить российские нефть и газ?Крупнейшие добытчики Черного континента готовы удовлетворить европейский спрос, но им не хватает мощностей и инвестиций, пишет Foreign Policy. При этом эксперты журнала считают ошибочной мысль, будто африканские нефть и газ могут быстро заменить российские энергоносители.
С точки зрения технократов "Росатома", в экономическом смысле то предложение было совершенно бессмысленным, однако Путин выступил в его поддержку по геополитическим соображениям, о чем говорится в докладе Фонда Карнеги. Сам Зума всего за четыре дня уволил троих министров финансов, которые отказались подписать то крайне секретное соглашение. В конечном счете суды ЮАР поставили крест на сделке в апреле 2017 года.

"Понимаю Путина"

Займут ли колеблющиеся африканские государства более жесткую позицию в отношении России?
Это маловероятно, сказала Линда Чисхолм (Linda Chisholm), профессор Университета Йоханнесбурга, которая специализируется на том, как холодную войну преподают и трактуют в ЮАР. "В любом случае мне кажется, позиции ужесточаются, – сказала она. – Я думаю, что союзники выбираются на основании политической ситуации на местах, то есть позиции в отношении России и Украины превращаются в инструменты местной политики".
Россия – это не Советский Союз, и сегодня она не транслирует никаких идеологических посылов. Но в сознании таких людей, как Селепе, старые привязанности успели пустить глубокие корни. Для бывшего партизана Селепе руины, оставшиеся на месте жилых домов на Украине, раскрывают лишь одну сторону истории.
Селепе, которого до сих пор называют его партизанской кличкой "Споро", что на зулусском значит "железная дорога", родился в 1963 году, когда Советский Союз был почти единственной в мире страной, готовой оказать щедрую помощь тем, кто сражался против апартеида.
Селепе провел четыре года в лагерях, занимаясь логистикой, осуществляя трансграничные рейды и уворачиваясь от засад противников. В 1987 году его отправили в советскую республику Киргизия, где он провел еще четыре года, осваивая вопросы управления самолетами и готовясь к борьбе за выживание у себя на родине.
"Лично для меня СССР – это Россия, и Москва – это ее глава, – сказал Селепе. – Что бы ни случилось со всеми теми странами, которые обрели независимость, это никак не изменило моего отношения и моей веры в русский народ".
Вскоре после возвращения Селепе в Африку, режим апартеида пал – в 1994 году. Селепе поступил на службу в военно-воздушные силы ЮАР, в которых наконец смогли служить люди с разным цветом кожи. По его словам, благодаря той подготовке, которую он прошел за границей, он обладал большим запасом знаний и навыков, чем многие белые офицеры, которые прежде были его заклятыми врагами.
Почти каждое воскресенье с тех пор, как на Украине началась спецоперация, рано утром Селепе выходит из дома в пригороде Йоханнесбурга, поворачивает за угол и идет к русскому православному храму с золотыми куполами. По его словам, там он кивает в такт песнопениям во время литургии, которая ведется исключительно на русском языке, и молится за русских и украинцев.
Вернувшись домой, он садится перед телевизором и слушает бесконечные новости, поступающие с Украины. "Когда Путин выступает по телевидению, – сказал Селепе, – я не читаю субтитры. Я просто внимательно слушаю, что он говорит. И я все понимаю".