Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сможет ли Европа победить Россию в энергетической войне?

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкОператор по добыче нефти компании "Лукойл" на нефтяном кусте в районе города Когалым
Оператор по добыче нефти компании Лукойл на нефтяном кусте в районе города Когалым - ИноСМИ, 1920, 06.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уголь, нефть и газ стали оружием, которое Россия использует против Запада, пишет Habertürk. По мнению автора статьи, Европа могла этого избежать, но она долгие годы предпочитала ничего не делать. Сможет ли она сейчас отказаться от российских энергоресурсов?
Одной из важнейших линий фронта украинского конфликта является торговля энергоресурсами между Россией и Европой. С точки зрения Европы, это зависимость, от которой трудно отказаться, а с российской стороны – это доход, который необходимо поддерживать, и поле для стратегических ходов.
Уголь, нефть, природный газ и многие минеральные ресурсы со временем стали инструментом, используемым Россией против Запада.
Особенно природный газ... Европа импортирует из России 40% потребляемого газа, и последняя зарабатывает на этих продажах около 450 миллионов долларов в день.
Давайте вспомним, как Россия выстроила этот процесс.
С момента первой поставки советского газа в Австрию в 1967 году энергетический вопрос, как правило, держался на отношениях взаимного интереса. России нужно было продавать газ, а Европе – покупать... Энергетический сценарий, который в период после СССР мог основываться на определенном уровне доверия, превратился в окружение, при этом Россия через "Газпром" вовлеклась в войну.
Россия, обвиняющая НАТО в приближении к ее собственным границам, сама своими трубопроводами в некотором смысле достигла сердца Европы! Она шаг за шагом двигалась в сторону асимметричной зависимости.
С аннексией Крыма в 2014 году Россия продвинула эту цель еще дальше. В то время зависимость Европы от ее природного газа составляла 30%, тогда как непосредственно перед нынешним военным конфликтом возросла до 45%. Германия при таком ходе событий стала самой окруженной страной. 50% всего импорта газа отныне приходилось на нее... Хотя "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2" подразумевали для Германии возможность прагматического превосходства, нынешний конфликт подорвал этот ход России.
И самый показательный шаг "Газпром" сделал в 2021 году, обеспечив недостаточный уровень газонаполнительных мощностей стран Евросоюза. В конце 2021 года объем газа в хранилищах был на самом низком уровне. По данным Международного энергетического агентства, пробел, образовавшийся в газовых хранилищах Европы, был наполовину обусловлен этой стратегией "Газпрома". В этой связи следует вспомнить одно событие – выступление Трампа в Варшаве в июле 2017 года. "И мы готовы обеспечить вам доступ к альтернативным источникам энергии, так что Польша и ее соседи больше не будут заложниками единственного поставщика энергоресурсов (России)", – сказал он, выразив необходимость стремительного наращивания запасов.
Порт Мукран - логистический центр Северного потока-2 - ИноСМИ, 1920, 05.05.2022
Утверждается, что процент замещения российского газа для ЕС за счет Восточного Средиземноморья составит не более двадцатиГаз из Восточного Средиземноморья, на который надеется Европа, не является альтернативой российскому голубому топливу, пишет Anadolu. Даже если все СПГ-грузы из этого региона направятся в ЕС, это заменит лишь шесть процентов газа, импортируемого у России.
На фоне недостаточной наполненности хранилищ, чрезмерного потребления Китая после эпидемии, а также возникшей атмосферы паники цены рекордно выросли. На данном этапе даже в случае сокращения газовых поставок доходы России остались бы стабильными. При этом объем российской нефти, импортируемой ЕС, сократился на 20%, угля – на 40%, а импорт газа увеличился. И Россия за два месяца боевых действий на Украине удвоила свои доходы от продажи ископаемого топлива в ЕС.
Очевидно, что с 2014 года и до начала текущей военной операции ЕС не сделал ничего существенного, чтобы это предотвратить!
Политика декарбонизации, отказ Германии от атомных электростанций, закрытие Гронингенского месторождения в Нидерландах, которое является одним из крупнейших газовых месторождений в Европе, также оказали влияние.
Энергетическая игра между Европой и Россией, хотя и достигла таких масштабов, протекала в условиях контролируемой напряженности. Какое-то время санкции не затрагивали эту сферу. Россия продолжала поставки, но ввела требование оплаты в рублях. В этой обстановке на повестке дня возник шестой пакет санкций ЕС. Непосредственно перед этим Россия приостановила поставки газа в Болгарию и Польшу, поскольку они не произвели оплату в рублях.
В этой связи лидеры ЕС предлагают в течение шести месяцев прекратить импортировать нефть из России (ее доля составляет 27%). Кроме того, планируется сократить импорт природного газа на 66% в этом году и полностью избавиться от зависимости к 2027 году.
Реализовать это решение, которое должно быть принято единогласно, непросто. Некоторые страны, в частности Венгрия и Словакия, выступают против на том основании, что в краткосрочной перспективе альтернативы российскому газу нет. Вместе с тем новые шаги, предпринимаемые Польшей и Литвой для обеспечения безопасности энергоснабжения, отчасти служат примером для других европейских стран.
Разумеется, с точки зрения России отход ЕС от зависимости от импорта будет нежелателен... Весьма вероятно, что она не сможет поставлять в Китай газ, продаваемый Европе (23 странам) по трубопроводам. Куда, кроме ЕС, могут пойти эти 140 миллиардов кубометров газа?
Рассматривая вопрос под этим углом, можно сказать, что Россия начала сталкиваться с защитными ходами, с которыми она должна была сталкиваться с 2014 года. Понятно, что у нее по-прежнему сильные позиции... И если Украина в этом военном конфликте будет сопротивляться и дальше, то Евросоюз сможет выиграть время для того, чтобы найти новую альтернативу и газу.