Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Британские компании BAE Systems и Rolls-Royce поставят Королевскому флоту крупнейшие подводные лодки в его истории, пишет The Telegraph. Случится это, правда, не ранее 2030 года, когда у России будет уже минимум десять АПЛ подобного класса.
Атомные подводные лодки класса "Дредноут" (Dreadnought) поступят на вооружение британского флота в 2030-х годах.
Великобритания вложила два миллиарда фунтов стерлингов в развитие ядерного сдерживания на фоне растущих угроз и операции Владимира Путина на Украине.
Министерство обороны заключило оборонные контракты с BAE Systems и Rolls Royce на строительство четырех подводных лодок класса "Дредноут", которые заменят стоящие на вооружении "Вангард" (Vanguard) с ядерными боеголовками "Трайдент" (Trident).
Третья фаза программы, по прогнозам, обойдется почти в 10 миллиардов фунтов стерлингов. В результате первая подлодка будет спущена на воду для морских испытаний к 2030 году. Лодки класса "Дредноут" станут крупнейшими за всю историю Королевского флота.
Конфликт на Украине всколыхнул волну страхов, что мир находится на грани новой холодной войны, и вынудил страны сосредоточиться на своем ядерном потенциале.
ВМФ Франции направил в Атлантику невиданное со времен холодной войны количество атомных подводных лодок, а Путин попытался внушить доверие своим военным, выкатив в понедельник на Парад Победы в Москве ― в годовщину разгрома нацистской Германии ― термоядерную ракету.
При этом британское правительство также заключило контракт стоимостью 160 миллионов фунтов стерлингов на обучение экипажа "Дредноутов" с компанией Raytheon UK. Обучение будет проходить на базе Королевского флота Клайд.
Независимый военный аналитик Фрэнсис Туса (Frances Tusa) счел контракт явным признаком уверенности Королевского флота в своих силах ядерного сдерживания.
"Одно то, что они подписывают контракты на обучение, – знак уверенности, что поставка лодок не за горами, – говорит он. – В прошлом они сталкивались с ситуацией, когда оборудование уже готово, а обученного персонала еще нет. Так что я бы воспринял это как знак доверия к программе. Они намерены согласовать программу обучения со сдачей лодок".
Общая стоимость программы "Дредноут" оценивается в 30 миллиардов фунтов стерлингов, а стоимость третьего этапа – в 10 миллиардов фунтов стерлингов. Министерство обороны заявило, что создаст 30 000 рабочих мест и поддержит 1 500 компаний-поставщиков.
Консерватор Саймон Фелл (Simon Fell), член парламента от округа Барроу-ин-Фёрнесс, считает, что это "гарантия для BAE Systems и остальных поставщиков".
Он сказал: "При всем том, что происходит в мире, очень обнадеживает, что средства сдерживания на море обеспечивают нашу безопасность круглосуточно. Это заявление – еще одно свидетельство приверженности безопасности Великобритании и ее союзников в неопределенном мире".
Каждая из подводных лодок будет иметь длину 153,6 метра (сопоставимо с тремя олимпийскими бассейнами) и экипаж в 130 человек.
Оборонный гигант BAE ведет строительство на верфи Барроу-ин-Фёрнесс в Камбрии. Производитель назвал проект "одной из сложнейших инженерных задач в мире" и добавил, что перед ними стоит задача сделать подлодки "полностью бесшумными".
Компания Rolls Royce поставляет для проекта ядерные миниреакторы, которые будут питать подводные лодки. Компания строит герметичные реакторы размером не больше мяча для упражнений. Похожие, но еще меньшего размера заказал Борис Джонсон, чтобы ускорить отказ Великобритании от российских энергоносителей.
Первый морской лорд-адмирал сэр Бен Ки (Ben Key) сообщил, что система непрерывной обороны обеспечит Великобритании "полную гарантию безопасности" на ближайшие полвека.
По словам Тусы, производители всесторонне позаботятся о том, чтобы подводную лодку было практически невозможно обнаружить.
"Все будет спроектировано так, чтобы лодки были максимально тихими, поэтому все придется делать с нуля, – говорит он. – Добавить эти элементы конструкции позже не удастся. Любое оборудование будет размещаться на плавучих матах, чтобы узлы не были жестко приварены к корпусу и не вибрировали. Все это используется при строительстве подводных лодок".
"Дредноут" будет конкурировать с американскими баллистическими авианосцами "Огайо" (Ohio), французскими кораблями класса "Триумфант" (Triomphant) и российским "Бореем".
Американские подводные лодки класса "Огайо" длиной 170 метров несут ракеты "Трайдент". Они работают на глубине примерно 240 метров, имеют 140 человек экипажа и запас автономности в 70 дней. На сегодняшний момент у ВМС США 18 подводных лодок класса "Огайо" – четыре с крылатыми ракетами и остальные с баллистическими.
Французский "Триумфант" немного меньше – 138 метров в длину. По сообщениям местных СМИ, в прошлом месяце ВМФ Франции отправили в море еще две подводные лодки со своей базы в Иль-Лонге на побережье Северной Атлантики в ответ на российскую операцию на Украине. Страна впервые со времен окончания Второй мировой развернула три АПЛ.
"Великобритания имеет богатую историю строительства передовых атомных подводных лодок. Королевский флот сказал бы, что по своим характеристикам их лодки имеют преимущество перед американскими, – заметил Туса. – Австралийцы тоже выбрали для своего атомного флота британскую разработку. Есть ряд причин, почему они предпочли именно британскую, и если бы американские лодки были на голову выше, они бы не преминули ими воспользоваться".
Угроза нарастает, и все внимание обращено к возможностям России. Вопрос стоит так: сможет ли Великобритания защититься в случае начала ядерной войны.
Подлодки класса "Борей" – это четвертое поколение российского атомного подводного флота. При длине в 170 метров они несут 16 ракет и могут погружаться на глубину до 430 метров. Путинские вооруженные силы планируют получить десять "Бореев" к 2027 году в рамках самой обширной программы модернизации подводного флота с 1991 года.
Туса говорит: "В 2014 году мы считали, что российская армия – это сверхлюди. Теперь мы смотрим и думаем: да неужели? Их действия – это катастрофа".
"С 1980-х годов каждое следующее поколение российских подводных лодок становится все лучше и лучше, но все в Королевском флоте, с кем я ни разговаривал, говорят, что перевес на нашей стороне. Наши лодки лучше, наши экипажи лучше, наши гидролокаторы и наше оружие тоже, – говорит Туса и заключает: – Едва ли они хвастаются, и это не принятие желаемого за действительное. Они давно уже говорят, что ни одной российской ударной лодке не удалось отследить ни одну из наших баллистических лодок. Может, ловили иной раз гидролокатором, но отследить им не удавалось".
Автор: Хелен Кэхилл (Helen Cahill)
Ну и кто поверит в ТТХ российских лодок?
Ну и какого, спрашивается, черта правительство проводит обучение в Шотландии?
Наверное, потому что там базируются сами лодки. Увы...
В том-то и вопрос. Если госпожа Стёрджен добьется своего, наши лодки из независимой Шотландии тут же вышвырнут как миленькие.
Вопрос на миллиард долларов – это чем обернется нынешнее противостояние с Путиным.
Те из нас, кому за семьдесят, уже испытали нечто подобное. Ослабление холодной войны в конце 80-х внушило ложное чувство безопасности и привело нас к самодовольству и халатности. Теперь реальность гарантированного взаимного уничтожения (MAD) снова подтвердилась. Это сдерживающий фактор.
Да они даже пару паромов никак построить не могут!
Судя по прошлой "надежности" российского оборудования, весьма вероятно, что для запугивания НАТО Россия заявляет характеристики на грани возможностей. Запад же поступает ровно наоборот.
Печально, что эти подводные лодки будут делаться не из британской стали.
Литье стали – дело опасное, грязное и нерентабельное. Невелика потеря.
Какой позор: вместо оружия все эти деньги можно было бы потратить на образование и медицину.