Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лечение трансгендеров: назревает медицинский скандал

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкВрач надевает перчатки перед приемом пациентов
Врач надевает перчатки перед приемом пациентов - ИноСМИ, 1920, 24.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Старейшая в Норвегии ассоциация пациентов с гендерной дисфорией считает, что здоровье детей и молодежи приносят в жертву ради политической повестки, сообщает NRK. Однако Управление здравоохранения Норвегии и другие организации с ее критикой не согласны.
По достижении 18 лет норвежцы могут записаться на смену пола, не обращаясь к специалистам. После долгих обсуждений национального руководства по лечению гендерной дисфории это подтвердило Управление здравоохранения Норвегии.
"Мы сочли, что гормональное лечение для подтверждения пола может назначать лечащий врач", – объяснил директор отдела Юхан Георг Торгерсен (Johan Georg Torgersen).
"Вот теперь нам действительно страшно. Все это очень тревожно", – отозвался Микаэль Скотт Бьеркели (Mikael Scott Bjerkeli) из Центра Гарри Бенджамина.
Политическая повестка
Управление здравоохранения считает, что гормоны и "блокаторы" полового созревания детям и молодежи в возрасте до 18 лет должна выписывать специализированная служба. На практике этим занимается Университетская клиника Осло.
Но встречаются и исключения, говорит Торгерсен: "Бывают случаи, когда отступление от руководящих принципов считается оправданным после индивидуальной оценки".
Это беспокоит Центр Гарри Бенджамина.
"Назревает еще больший медицинский скандал", – говорит Бьеркели.
Они считают, что взрослые, в том числе Управление здравоохранения Норвегии, приносят в жертву здоровье детей и молодежи с гендерной дисфорией в угоду политической повестке.
"Их доктрина гласит, что человек в состоянии сам выбрать подходящее лечение. Что человек сам решает, правильно ли его лечат или нет, – и неважно, что говорят исследования и профессиональные оценки", – считает Бьеркели.
Однако Управление здравоохранения отвечает, что никакой политической программы у него нет, а все необходимые разъяснения даются в национальных рекомендациях. Кроме того, безопасность лечения должны гарантировать ответственные руководители здравоохранения.
Так какой же подход, либеральный или строгий?
В Центре Гарри Бенджамина считают, что Норвегия предлагает чуть ли не самый либеральный план лечения в мире.
"Раньше самым либеральным путем шла Швеция. Но сейчас она замедлилась, и Норвегия вышла вперед", – считает Бьеркели.
В феврале шведы резко ужесточили подход к лечению гендерной дисфории. Врачи не уверены, что прежнее решение оптимально для биологических девочек, которые хотят быть мальчиками, и боятся, что те передумают.
Национальная гендерная служба при Университетской клинике Осло долгое время была единственным местом в стране, где предлагалось гормональное лечение.
Торгерсен из Управления здравоохранения не согласен, что Норвегия чересчур либеральничает.
– Если вы посмотрите, что у нас за требования, то увидите, что у нас вполне строгий подход.
– Что вы в это вкладываете?
– Не знаю, смогу ли я объяснить. Взгляды специалистов могут отличаться. У нас нет единой инстанции, которая бы взяла и провела черту. Поэтому профессиональная дискуссия очень важна.
Как объяснили в Управлении здравоохранения Норвегии, может ли врач назначать детям и взрослым гормональные препараты или нет, зависит от его квалификации. Однако какие конкретно предъявляются требования, Торгерсен так и не объяснил.
"Самое главное – это знания в смежных дисциплинах", – подчеркнул он.
Он объяснил, что по правилам требуется знания эндокринологии, хирургии и сексологии. Конкретные же требования зависят от лечебного учреждения, и отвечает за это его руководство.
"Так что мы принимаем решения лишь там, где это от нас зависит", – говорит Торгерсен.
Так, достаточно ли сведущи врачи, чтобы выписывать гормональную терапию, решает инспекция по здравоохранению.
И некоторых это возмущает.
В корне несогласны
"Если они сами не могут определить, какая для этого нужна квалификация, а потом Управление здравоохранения говорит, что все под контролем, то это полный скандал", – говорит Бьеркели.
Центр Гарри Бенджамина хочет, чтобы гормональной терапией и задержкой полового созревания занимались лишь две больницы. Они опасаются, что слишком скорое лечение чревато серьезными побочными эффектами – вплоть до тромбозов и суицидальных наклонностей.
В 2018 году Центр Гарри Бенджамина насчитывал чуть более 900 членов. Его конкурент – Организация пациентов с гендерной дисфорией. В апреле она перевалила за 1 000 членов.
Они в корне расходятся во мнениях по поводу того, что лучше для пациентов.
Организация пациентов хочет, чтобы гормональное лечение и часть операций предлагались во всех губерниях. Они считают, что рекомендации Управления лишь подтверждают их точку зрения: гормоны может назначать лечащий врач.
"Мы не сомневаемся, что терапевты повышают квалификацию для необходимого лечения и что за пациентами следят самым ответственным образом. А то некоторые пытаются создать впечатление, будто гормоны раздают направо и налево, но – это не так", – пишет глава Организации пациентов с гендерной дисфорией Исак Брэдли (Isak Bradley).
Микаэль Скотт Бьеркели признаёт, что сам он, захотев сменить пол, наверняка потребовал решить этот вопрос как можно скорее. Но спустя много лет он передумал.
"Дело в опыте. Мы ведь занимаемся этим уже 23-й год. И мы хотим, чтобы лечение было как можно безопаснее и профессиональнее. И чтобы не было никакой идеологии", – говорит он.
Центр по вопросам пола и сексуальности закрылся и открылся заново
В апреле Медицинский центр по вопросам пола и сексуальности в Осло прекратил прием новых пациентов из-за споров насчет рекомендаций. Но спустя полторы недели, когда Управление здравоохранения прояснило свою позицию, он снова заработал.
Помимо взрослых там смогут лечить детей и молодежь. При этом врачи смогут отступать от общих рекомендаций, когда сочтут это необходимым – но для этого придется всякий раз составлять обоснование, объясняет главный врач Ларс Эрик Хансен (Lars Erik Hansen).
– При верном обосновании и грамотно поставленном диагнозе, – ведь в центре работают настоящие специалисты, – в отдельных случаях пациенты смогут получать гормональную терапию, не дожидаясь совершеннолетия.
– То есть на практике это будет означать, что все будет как и раньше, а разница будет лишь на бумаге?
– Да.
Авторы: Сверре Лиллеэнг (Sverre Lilleeng), Кирсти Крингстад (Kirsti Kringstad)