Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Германия "подсела" на российский газ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня, несмотря на угрозу санкций со стороны Вашингтона, Берлин продолжает сопротивляться полному отказу от голубого топлива из России, сообщает Vox. Положение незавидное, а ставки высоки как никогда.
8 апреля 2022 года Евросоюз выпустил пятый пакет санкций против России.
Шарль Мишель: "Дамы и господа, я думаю, что меры в отношении нефти и даже газа рано или поздно также могут потребоваться".
Вы поняли? В отношении газа тоже потребуются меры, рано или поздно. То есть не сейчас.
С момента начала российской спецоперации на Украине ЕС ввел ряд санкций, ограничивающих поток российских товаров и средств. Они затронули банки, компании и частных лиц, но все, что касается природного газа, остается неприкосновенным.
ЕС получает практически четверть энергии из газа, и почти половина этого объема поступает из России, ведь она является крупнейшим в мире экспортером голубого топлива.
Россия поставляет бóльшую часть газа в Европу по сети трубопроводов. Главным потребителем является Германия – крупнейшая экономика Евросоюза. С начала конфликта на Украине она платила за него около 220 миллионов евро в день. Немцы используют газ для отопления более 20 миллионов домов и обеспечения электроэнергией значительной части промышленных предприятий. Неудивительно, что правительство Германии высказалось против санкций, которые ограничили бы его подачу.
Кристиан Линдер: Полностью перекрыть поставки газа не представляется возможным.
Однако каждым платежом российской государственной газовой компании Германия, получается, спонсирует и конфликт с Украиной. Каким образом страна впала в столь сильную зависимость в такой жизненно важной области, как энергоснабжение? И почему отказ от российских поставок невозможен?
Германия находилась в самом сердце холодной войны. После Второй мировой укрепленная граница разделила независимую западную часть страны от восточной и всех остальных государств-сателлитов СССР. После войны Германия лежала в руинах, но к 50-м годам западная ее часть ощутила существенный экономический подъем. Промышленность, в частности сталелитейная, процветала, однако для нормального функционирования растущей экономики требовалось много электроэнергии.
Тем временем Советский Союз обнаружил огромные запасы природного газа в Западной Сибири. В его распоряжении имелась сеть трубопроводов для снабжения крупных городов, расширение которой для поставок в Европу сулило стать крупномасштабным инфраструктурным проектом.
В 1969 году Западная Германия избрала канцлера, чей внешнеполитический курс получил название "Новая восточная политика" (Ostpolitik). Она была направлена на сближение сторон посредством диалога и сделок. Поскольку вопросы энергетики предоставляли огромное возможности, Западная Германия и СССР заключили сделку: один снабжает другую природным газом в обмен на поставки высококачественных стальных труб для расширения сети трубопроводов. Это стало масштабной сделкой с 20-летней перспективой.
Чтобы понять, каким образом Германия оказалась в ловушке, важно обозначить отличия трубопроводного природного газа от других энергоносителей. Наряду с углем и нефтью природный газ является одним из основных ископаемых видов топлива, которыми пользуется весь мир.
Однако в отличие от угля и нефти, которые можно транспортировать и доставлять в любую точку планеты, газ имеет региональный характер и зависит от географической близости получателя. Производители тратят миллионы долларов на транспортировку, включая строительство трубопроводов. Ввиду своего масштаба и действия постоянных обязательств газовые сделки могут на многие десятилетия связывать энергетическую инфраструктуру покупателя с продавцом.
К 1980-м годам СССР построил сеть трубопроводов в Европу, а к 90-м уже поставлял Германии 40% всего потребляемого ей газа. Затем Советский Союз распался.
Старые советские трубопроводы унаследовала российская государственная корпорация "Газпром", однако географию пришлось подкорректировать. Главные газопроводы России проходят через ставшую независимой Украину, так что значительная часть инфраструктуры осталась на территориях вне зоны контроля Москвы. Для диверсификации маршрутов в Германию Россия стала строить новые трубопроводы.
В 1999 году закончилась работа над газопроводом, который проходил через территорию Белоруссии, а в 2005 началось строительство "Северного потока" по дну Балтийского моря для транспортировки газа непосредственно в Германию. На территории самой Германии также был инициирован ряд проектов, а "Газпром" учредил там дочернее предприятие для эксплуатации газохранилищ, в том числе крупнейшего в западной Европе. Таким образом, Россия получила возможность поставлять немцам газ по трем маршрутам плюс осуществляла контроль над трубопроводами и хранилищами внутри самой Германии.
Торговля шла хорошо, но отношения России с Европой изменились. В конце 2008 года переговоры о цене на газ между РФ и Украиной сорвались, и уже через несколько дней Москва перекрыла ей подачу голубого топлива на три недели. Однако ввиду украинского статуса страны-транзитера это затронула не только саму Украину, но и ряд европейских стран, в результате чего они столкнулись с дефицитом поставок и проблемами с отоплением. В Польше, к примеру, насмерть замерзло по меньшей мере 11 человек.
Европу охватила тревога. Стало очевидно, что благодаря положению крупнейшего поставщика природного газа Россия получила колоссальную власть. В тот момент шло строительство еще одного трубопровода под названием "Северный поток – 2", чья стоимость оценивается в 11 миллиардов долларов и который должен был удвоить мощности первого.
Затем, в 2014 году Россия присоединила Крым и ввела войска на территорию Восточной Украины. В качестве ответной меры Евросоюз наложил на нее ряд санкций, и некоторые страны начали предпринимать попытки выйти из зависимости от российского газа. А в Германию он продолжал поступать в невиданных прежде количествах.
Сегодня, по мере осуществления Россией задач в ходе специальной военной операции на Украине, Германия подвергается серьёзному давлению. Найти замену российскому газу непросто, поскольку он шел в дома и на предприятия на протяжении многих лет. Без радикальной реорганизации всей соответствующей инфраструктуры единственным вариантом остается поиск альтернативных поставщиков, хотя в данном плане возможности немцев весьма ограничены.
Крупнейшее в Европе месторождение природного газа находится в Нидерландах, однако его планируется закрыть. Алжирский и ливийский газ идет в основном на внутренние нужды, а главными его европейскими потребителями являются Италия и Испания. Что касается южного коридора, который соединяет Азербайджан с Европой, газ по нему прокачивается в меньших объемах, чем ожидалось.
Другим вариантом является СПГ, который охлаждают до жидкого состояния для дальнейшей транспортировки на огромных кораблях из любой точки мира. Процесс дорогой и трудоемкий, а также требует создания множества новых объектов инфраструктуры.
За последние 20 лет европейские страны построили в прибрежных районах ряд терминалов СПГ, еще пять Германия планирует открыть в ближайшие годы. Однако на данный момент у нее нет ни одного.
Главной целью немцев является замена природного газа и других видов ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. Переходный период потребует времени и средств, а завершиться сможет не раньше 2035 года.
Тем временем, немецкий народ ждет от правительства решительных действий. Один из опросов выявил, что большинство немцев поддерживают бойкот поставкам российского газа, однако, как предупреждают экономисты, сокращение импорта может вызвать значительный спад, в результате которого сотни тысяч человек останутся без работы. И все же определенные шаги власти приняли.
Олаф Шольц: Сертификация трубопровода не может состояться, а без нее запуска "Северного потока – 2" не будет.
Германия заблокировала проект, снизила зависимость от российского газа на 15% и взяла под свой контроль дочернее предприятие "Газпрома". Тем не менее правительство и представители деловых кругов продолжают сопротивляться полному отказу от российского топлива. Положение незавидное, а ставки высоки как никогда.