Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Берлин нацелился на Африку в поисках альтернативы российскому газу

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкКандидат в канцлеры ФРГ от партии SPD Олаф Шольц
Кандидат в канцлеры ФРГ от партии SPD Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На форуме в Давосе немецкий канцлер Шольц поставил задачу отказаться от российской нефти уже к концу 2022 года. Чем её заменить? Шольц поехал в Африку, чтобы найти там "политкорректную" энергию. Там его ждали проблемы. Страны Африки бедны и не имеют "зеленых" технологий, а немцы уже обещали не инвестировать в уголь, а потом и в нефть.
Не в силах разрешить украинский кризис политическим путем, канцлер Германии Олаф Шольц превращается в европейского торгового агента, стремящегося быстро найти альтернативу российскому газу. И это понятно: Россия обеспечивает 35% газового импорта страны, а найти альтернативу сразу, как требуют в США и ЕС, трудно. Осваивая непривычную для немецкой дипломатии работу, глава правительства ФРГ во вторник завершил трехдневную поездку по Африке. Он начал свой тур в Сенегале, который хочет поставлять СПГ (сжиженный природный газ) в страны Европейского союза, а закончил его в Южной Африке, где развивается сектор зеленого водорода. А в пятницу, 20 мая, канцлер встретился в Берлине с эмиром Катара, чье королевство обещало было поставлять СПГ в Германию с 2024 года, но потом в этом вопросе возникли большие трудности.
Сильно дестабилизированная российской спецоперацией на Украине, правящая в Германии коалиция вынуждена переориентировать свою энергетическую дипломатию на реализацию ежедневно декларируемой цели. Цель эта — отказ от российского газа. Но уже видно, что реализовать ее быстро не удастся. В Претории (ЮАР) Олаф Шольц посетил завод южноафриканской нефтехимической компании Sasol, которая только что объявила об увеличении числа своих проектов по зеленому водороду. В Европу могут быть экспортированы почти 100 000 тонн водорода. Африканцы напели немцам их любимую песню — будто водород этот произведен при помощи то ли солнечной, то ли ветровой энергии. Еще сильнее лаская слух немецких Зеленых, правительство ЮАР облегчает процедуры проведения тендеров на строительство электростанций на солнечной энергии. Эта модель представляет интерес для Берлина, намеренного развивать возобновляемые источники энергии. Правда, эта экологическая схема начнет работать не раньше, чем через пять лет. А пока Германия предпринимает усилия в самой "грязной" части энергетики: она пытается заменить "нечистый" из-за украинского конфликта российский уголь южноафриканским.
В Дакаре президент Сенегала Маки Салл заявил, что готов работать с целью снабжения европейского рынка СПГ при условии, что промышленно развитые страны возьмут на себя экологические последствия его эксплуатации и окажут финансовую и технологическую поддержку его проектам. Сложность тут в том, что Германия является одной из 19 стран, которые обязались прекратить к концу года любое финансирование иностранных проектов, связанных с ископаемым топливом. Работа с нефтью или углем может быть извинительна только при наличии техники поглощения углекислого газа, а ее у Сенегала нет. После окончания конфликта "мы должны посмотреть на эту ситуацию по-новому", сказал Олаф Шольц, не забывая при этом, что его министр экономики и климата Роберт Хабек является членом партии Зеленых.

Долгосрочные контракты

Африканский тур канцлера вызывает скептицизм у участников рынка. В Сенегале сектор СПГ начнет работать не раньше 2035 года. Дакару необходимо для начала заключить долгосрочные контракты, необходимые для крупных инвестиций. Южноафриканской компании Sasol потребуется пять лет, чтобы начать экспорт зеленого водорода. "Если федеральное правительство хочет покупать энергию в Африке в краткосрочной перспективе, оно должно обратиться к тем странам, где есть экспортные терминалы СПГ с избыточной мощностью, например, в Алжире, Нигерии, Анголе, Гвинее или Египте", — советует Стефан Либинг, председатель немецко-африканской бизнес-ассоциации и член оппозиционной партии ХДС.
Однако приоритетом этих крупных производителей является снабжение своих традиционных клиентов, в том числе Китая, по двадцатилетним контрактам, Германия для них — не приоритет. В Европу этим странам можно будет продавать только излишки, да и то исключительно на "спотовых" рынках, где будет реализовываться самое большое от 5% до 10% добычи. "Мы не хотим продавать весь наш газ в Германию. Если Берлин решит прекратить его потребление, мы окажемся в ловушке", — отмечает в интервью Handelsblatt министр энергетики Катара Саад Шерида аль-Кааби. Германия приступила к строительству двух плавучих терминалов СПГ в Северном море и в устье Эльбы. Отныне она должна гарантировать производителям такие же прочные партнерские отношения, как те, которые ранее были установлены с выполнявшей все свои обязательства Россией.