Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грозит ли российско-иранскому стратегическому партнерству быть отравленным газом?

© AP Photo / Ebrahim NorooziГазовое месторождение Ассалуйе на берегу Персидского залива в Иране
Газовое месторождение Ассалуйе на берегу Персидского залива в Иране - ИноСМИ, 1920, 28.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оригинал статьи опубликован изданием Fararu, и его публикация "Ахарин хабар" не означает согласия редакции с точкой зрения данного издания.
Одно японское издание, обратив внимание на проблему нехватки энергоресурсов для одних потребителей, из-за продолжающегося военного конфликта на территории Украины, и на проблему экспорта для тех, кто энергоресурсы добывает, отметило, что проблему поиска новых покупателей для своего природного газа довольно успешно решает Россия. После введения масштабных санкций на импорт российских энергоресурсов и отказа ряда западных государств приобретать российский природный газ, Россия объявила о готовности поставлять "голубое топливо" странам, которые готовы его приобретать, со значительной скидкой. Ряд стран, изъявивших желание приобретать российский газ со скидкой, ранее имели других поставщиков, среди которых был и Иран, который экспортировал свой газ в сжиженной форме морским путем. Данное обстоятельство, отмечает японское издание, в будущем может серьезно повлиять на отношения этих двух стран, то есть России и Ирана, совсем недавно объявивших о продлении своего соглашения о стратегическом партнерстве.
Иран имел ранее устойчивые поступления в национальный бюджет в твердой валюте от экспорта энергоресурсов, в частности, природного газа. Это была важная статья доходов Исламской Республики Иран на мировом рынке, притом, что против страны действовали долгие годы и продолжают действовать в настоящий момент санкции западных стран. Последнее обстоятельство означает, что Иран не может позволить себе экспортировать свои энергоресурсы с большой скидкой, подобно России. Объявленные же Россией скидки на газ уже привлекли достаточное количество государств третьего мира, которые теперь, очевидно, будут переориентировать свой импорт, и начнут приобретать российский газ по более выгодной цене, чем газ из Ирана.
Как указало то же японское издание, о готовности значительно переориентировать свой импорт природного газа и приобретать, соответственно, российское энергосырье в больших объемах задумались такие соседние с Ираном государства, как Турция, Афганистан и Пакистан. Очевидно, что такого рода конкуренция грозит нанести существенный ущерб традиционным поступлениям Ирану с мирового рынка от реализации "голубого топлива", а в дальнейшем, в свою очередь, может негативно сказаться на российско-иранском сотрудничестве и стратегическом характере отношений двух стран. Плюс, вслед за Россией, к подобной практике экспорта природного газа со скидкой могут прибегнуть и такие экспортеры региона, как Казахстан и Узбекистан. Однако следует проанализировать, как подобная конкуренция на самом деле может сказаться на поставках Ираном природного газа своим традиционным партнерам и какой ущерб она может нанести Ирану в действительности.
Следует отметить, что сфера потребления природного газа довольно широка – это и отопление в сезонно холодные месяцы, и приготовление пищи, и ресурс для производства электроэнергии, которая затем используется не только в быту, но и в промышленности, а также ресурс для получения автомобильного топлива. Иран всегда значительные объемы добываемого им природного газа, от половины до двух третей, расходовал на внутреннее потребление, и остальную часть отправлял на экспорт. Однако экспорт газа был всегда важной частью дохода Ирана, долгие годы противостоявшего западным и международным санкциям. Сейчас, из-за конфликта на Украине и введения масштабных санкций уже против России, Россия оказалась вынужденной решать проблему привлечения новых покупателей для своего сырья путем предоставления значительных скидок (в таких объемах, в каких Иран предоставить своим покупателям был бы не в состоянии). Таким образом, доходы Ирана, которые страна получала на международных рынках от экспорта своего природного газа, оказались, в значительной степени, под угрозой из-за конкуренции с Россией.
Газовое месторождение Ассалуйе на берегу Персидского залива в Иране - ИноСМИ, 1920, 03.04.2022
Akharin Khabar (Иран): cможет ли иранская нефть заменить российскую? Иран считает, что он в состоянии максимально выгодно использовать нынешнюю ситуацию на мировом рынке нефти в своих экономических интересах, пишет Akharin Khabar. Только Тегеран способен обуздать существующий ажиотажный спрос.
В данной связи глава Союза экспортеров нефти, газа и нефтехимии Ирана Сейид Хамид Хосейни отметил, что Иран ранее ежедневно получал за каждую тонну сжиженного газа от 600 до 700 долларов, поставляя его в такие страны, как Пакистан и Афганистан. Но сейчас, по его словам, Афганистан уже не готов к таким расходом: в Кабуле объявили, что могут расходовать на каждую тонну не более 450 долларов. И подобные колебания, и отказы покупателей углеводородов платить по прежней стоимости касаются не только природного газа, они имеют место и на рынке нефти и дизельного топлива.
Иран ежегодно добывает около 9 триллионов кубических футов сухого природного газа. Эта цифра весьма не маленькая, так как выводит Иран на 3-е место в мире по объемам добычи газа, опережают Иран только Россия и США. Как уже отмечалось, от половины до двух третей добываемого объема Иран расходует внутри страны, на бытовые нужды, в промышленности и для производства электроэнергии, и только остальная часть идет на экспорт.
У Ирана заключены контракты на поставку газа с такими соседними странами, как Ирак, Турция, Афганистан и Пакистан. Есть также и соглашение о газообмене с Азербайджаном. Но в изменившихся международных условиях, из всех прежних покупателей только Ирак будет готов в перспективе приобретать газ Ирана на прежних условиях и по прежней цене, как предполагают эксперты.
Как рассказал директор Национальной компании природного газа Ирана Маджид Чегени, Ирак обратился к Ирану с просьбой продлить на прежних условиях газовые соглашения. Ведутся переговоры и о новом годовом соглашении с Турцией, поскольку прежний контракт уже подходит к завершению, кроме того, Турцию уже не устраивают прежние условия.
Сейид Садэк Хосейни, иранский журналист, со ссылкой на инсайдера отрасли, сообщил в своем Твиттер-аккаунте, что Россия взяла в аренду на 3 года турецкие газовые резервуары, а также, что Россия взялась практически в одиночку обеспечивать потребности Турции в природном газе. Что в свою очередь, также означает, что Иран может полностью потерять такого важного покупателя природного газа, как Турция.
Однако уже цитировавшийся глава Союза экспортеров нефти, газа и нефтехимии Ирана признал, что у каждой страны есть право отказываться от продления прежних контрактов, если она найдет более выгодный путь восполнения своих потребностей в энергоресурсах. Именно по этой причине такие страны, как Турция и Афганистан, решили, что в настоящий момент для них более выгодно переориентировать свой импорт энергоносителей. Однако это, по мнению главы Союза экспортеров газа, не повод как-либо менять отношения с данными странами и пытаться влиять на их предпочтения в импорте.
Иран в конечном итоге, также рассчитывал, на фоне введения масштабных нефтегазовых санкций против России, воспользоваться этой ситуацией, чтобы извлечь больший доход. Иран надеялся, что усилия западных стран в поисках альтернативы российскому сырью неизбежно подведут их к тому, что они будут способствовать ускорению переговоров в Вене по иранскому мирному атому и по возобновлению ядерной сделки с Ираном. Однако переговоры поставлены на паузу, и, вместо обретения благоприятных условий для увеличения своего присутствия на мировых рынках, Иран сейчас тоже вынужден думать о скидках на газ для своих покупателей, чтобы хоть как-то сохранить свои доходы в конкуренции с Россией.
Несомненно, конкуренция в газовой сфере усложнит отношения Ирана и России. Еще совсем недавно, в разгар политики давления прежнего президента США Д.Трампа на Иран в вопросах ядерной программы, и на фоне выхода США из ядерной сделки, Россия, как и Китай, были полностью на стороне Ирана. В дальнейшем, с приходом к власти Байдена, возобновление ядерной сделки казалось неизбежным, и Венские переговоры начали сулить прогресс, но с началом военных действий на Украине: прежняя атмосфера переговоров оказалась нарушенной, и перспектива решения вопроса с ядерной сделкой в позитивном для Ирана ключе снова оказалась отодвинутой на неопределенный срок.
Вначале все участники переговоров, в том числе и Россия, пытались заверять, что ситуация на Украине не будет влиять на судьбу нового соглашения по ядерной сделке. Более того, Москва даже требовала от Вашингтона, чтобы тот дал гарантии, что в случае достижения соглашения с Ираном, США не будут вводить санкции на торговое и военно-техническое сотрудничество России и Ирана, которое должно возродиться в полной мере, при заключении новой сделки.
Владимир Путин и аятолла Али Хаменеи во время встречи в Тегеране - ИноСМИ, 1920, 02.05.2022
У Ирана, столкнувшегося с США, нет другого выбора, кроме поддержки России по УкраинеЯпонский дипломат пишет в JB Press, что Тегеран поддерживает Россию в украинских событиях. Высшее иранское руководство считает виновными в разжигании украинского конфликта США и западные страны. Отношения с Москвой и Пекином — "это крепкий брак Тегерана по расчету"?
Эта позиция России вызвала на Западе целый ряд комментариев, что Москва намеревается использовать Венские переговоры в качестве определенного механизма для противостояния западным санкциям. В действительности оказалось, что Западу сейчас антироссийские санкции намного важнее перспективы достижения прогресса на переговорах по ядерной сделке, и в результате в последние два месяца переговорный процесс в Вене фактически зашел в тупик.
Замглавы внешнеполитического ведомства и службы безопасности ЕС Энрике Мора, пытаясь выступить посредником в переговорном процессе между Ираном и США, в рамках усилий по возобновлению переговорного процесса в Вене совершил поездку в Тегеран. Проведя в столице Ирана два дня, он, несмотря на интенсивные консультации, тем не менее, не нашел возможности для существенного улучшения ситуации. Прогресса на самом деле добиться трудно, особенно в той ситуации, когда стороны (Тегеран и Вашингтон) считают друг друга ответственным за фактический срыв переговоров, вынужден был признать европейский дипломат.
Тем не менее, сам Верховный комиссар ЕС по внешней политике Жозеп Боррель, комментируя итоги визита Моры в Тегеран, отметил, что в ходе консультации с иранскими официальными лицами все же был достигнут некоторый прогресс. Конечно, глава европейской дипломатии не может не признавать, что без учета позиции Тегерана по вопросам сделки, прогресс на переговорах в Вене был бы полностью исключен.
Секретарь Национального совета безопасности Ирана Али Шамхани, со своей стороны, подтвердил, что Тегеран будет готов возобновить переговорный процесс, в случае, если увидит "серьезный настрой и волю со стороны Европы и США".
Между тем, постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил о полной невозможности достичь какого-либо компромисса на переговорах и подчеркнул, что в нынешней ситуации соглашение вряд ли будет возможно. "Мы реалисты и должны понимать, что плодотворный диалог с США по ядерной сделке невозможен в той ситуации, когда США ведут опосредованную войну против России", - написал российский дипломат на своей страничке в Твиттере. По его мнению, в иных условиях переговоры можно было бы вывести на стадию согласования, но нынешняя международная ситуация явно этому не способствует.
Из этой ситуации видно, что Россия, с одной стороны, вытесняет Иран с его традиционных газовых рынков, пытаясь соблазнить потенциальных покупателей заниженными ценами, с другой - фактически использует Иран на переговорном процессе в Вене как некое орудие торга в попытке противостояния западным санкциям. Подобные комментарии массово появляются на Западе, но есть и в Иране те, у кого подобное поведение России вызывает критику и разочарование. Однако нельзя не видеть и другого: в нынешней ситуации не следует винить одну лишь Россию. Не провоцируй Запад Россию посредством Украины и не подталкивай Москву к началу спецоперации, то, наверняка, и не было бы сейчас проблем с экспортом иранского газа по ценам, нужным Тегерану, и не возникла бы тупиковая ситуация на переговорах в Вене.
Akharin khabar, раздел "Аналитика" / Избранные новости