Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Никогда еще Путин не показывал немцам их зависимость так ясно, как сейчас

© РИА Новости Александр Гальперин / Перейти в фотобанкОткрытие нового цеха на заводе компании «Сименс» в Санкт-Петербурге
Открытие нового цеха на заводе компании «Сименс» в Санкт-Петербурге - ИноСМИ, 1920, 13.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первая нитка трубопровода "Северный поток" закрылась на профилактический ремонт, а второй не суждено было начать работу, пишет "Виртшафтсвохе". Похоже, волнениям русских насчет "Северного потока — 2" пришел конец (Берлин его загубил), зато у немцев нервотрепка только начинается. Вдруг газ и по старой нитке не пойдет?
Вот мы и дождались: скоро по балтийскому газопроводу "Северный поток — 1" газ больше идти не будет. Благополучие Германии зависит от того, пустят ли газ по трубе после профилактики.
Сначала Владимир Путин сократил подачу газа на 60%, затем на 40%. А с 6 часов утра понедельника происходит пошаговое отключение балтийского газопровода "Северный поток — 1" длиной в 1200 километров. Мощной трубы с пропускной способностью в 55 миллиардов кубометров газа в год.
Причина: профилактические работы. Как еще несколько недель назад сообщила Nord Stream AG, компания-оператор газопровода со штаб-квартирой в Швейцарии, "с 11 по 21 июля 2022 года Nord Stream AG временно отключит обе нитки своего газопровода для планового технического обслуживания". В сообщении говорится также, что механические компоненты газопровода должны быть проверены, равно как и автоматические системы. Это обеспечит "надежную, безопасную и эффективную эксплуатацию газопровода".

Цель Путина — посеять смятение

Это действительно так. Подобные профилактические работы, то есть плановые отключения, проводились регулярно и в прошлом. Они были рутиной, проводились много раз, не заслуживали особого внимания, даже не упоминались в прессе. Потому что в течение десятилетий никто не сомневался в том, что по окончанию работ Газпром вновь откроет кран и по трубе опять пойдет газ из России в Германию.
Однако сегодня о "надежности", а тем более о "безопасности" говорить не приходится. И прежде всего в отношении газа. И поэтому вопрос о том, будут ли эти профилактические работы действительно носить временный характер, это вопрос жизни и смерти для немецких потребителей. Он имеет экзистенциальное значение для немецкой экономики и не в последнюю очередь — для немецкой политики тоже.
Потому что, как известно, вот уже несколько месяцев Владимир Путин использует свой природный газ как оружие, чтобы посеять в Европе, и прежде всего в Германии, — сомнение и смятение. Предполагается, что немцы начнут сомневаться в своей политической линии, если еще сильнее разогнать цены на газ, ударить по экономике и производителям. Роберт Хабек, министр экономики и охраны природы в федеральном правительстве Германии, называет это экономической войной. Циничная драматургия Кремля с поразительной точностью была рассчитана так, чтобы кульминация наступила именно сейчас. Сокращая с середины мая поставки газа до уровня в 40% мощности "Северного потока — 1", Путин создавал всё большее беспокойство в Европе: цены на газ взлетели, большие немецкие импортеры газа, прежде всего Uniper, вошли в штопор.
Газ, который теперь поступает не из России, им приходится покупать на спотовых рынках, в то время как своим клиентам они поставляют его по ранее обговоренным, более низким ценам. Глава компании Uniper Клаус-Дитер Маубах (Klaus-Dieter Maubach) сказал в прошлую пятницу, что его компания ежедневно терпит убытки, измеряемые двузначными цифрами в миллионы евро. Поэтому в прошлую пятницу Uniper подала заявку на государственную субсидию, чтобы хоть как-то спастись. Вот сигнал, который хотела послать компания: "Если упадем мы, то все ввергнутся в хаос. Мы важны для жизнеспособности всей системы. Мы слишком большие, чтобы потерпеть крах".

Импортеры вошли в штопор

Но, строго говоря, это лишь пугающая прелюдия к тому, что произойдет, если газовый поток после профилактики, то есть после 22 июля, так и не будет запущен вновь. Ведь тогда газа в Германии, возможно, уже в первые месяцы зимы газа станет так мало, что его не будет хватать всем и возникнет "ситуация дефицита". Федеральное правительство будет вынуждено ввести высший уровень чрезвычайного плана по газу — режим ЧС. В этой ситуации Федеральное сетевое агентство станет общегосударственным распределителем и будет определять, какие предприятия получат газ и в каком количестве. Частные домохозяйства будет защищены, их отключат в последнюю очередь. Но уже и летом, до того как будет объявлено ЧС, могут возникнуть серьезные проблемы. Потому что, как можно предположить, в течение очень короткого времени цены на газ взлетят на такую высоту, что наши фирмы не то что войдут в штопор, а сразу рухнут. Если государство не поддержит предприятия, то для многих из них производство станет просто нерентабельным.
Газовая конфорка - ИноСМИ, 1920, 19.04.2022
Глава концерна Eon Леонхард Бирнбаум: "Газовое эмбарго может разорвать Европу" Глава концерна Eon Леонхард Бирнбаум разъяснил, почему Германия не может ввести эмбарго на российскую энергию. Такой шаг ударил бы по всей Европе. Ведь от наших нефти, газа, угля зависят и другие страны ЕС — в первую очередь Польша, Словакия, Чехия. Такой "удар по России" в первую очередь "разорвал бы сам ЕС".
Так как Путин явно рассчитывает на наступление таких тяжких последствий, глава Сетевого агентства Клаус Мюллер уже заговорил о "политической профилактике", а шеф компании Uniper Клаус-Дитер Маубах сказал, что все сейчас напряженно следят за тем, что произойдет в конце этой "профилактической паузы". Возобновятся ли поставки после 22 июля в полном масштабе? Или они будут сведены к нулю? Или они начнутся в урезанном размере, потому что Газпром будет изображать технические проблемы? Или случится еще какая-нибудь авария? Еще никогда Владимир Путин не демонстрировал немцам их зависимость от его газа так явно, как в последние дни и недели. С рутиной покончено. Германия сползает в чрезвычайную ситуацию с газом, хотя это и не установленный в правовом порядке статус.

Раскаты грома и барабанная дробь

Правда, вполне возможно, что Путин, несмотря на все раскаты грома и барабанную дробь, которыми сопровождается эта профилактика, после окончания работ вновь пустит газ по трубе. Продажи приносят деньги, но дело не только в этом: если российский президент прекратит поставки в Германию, то, возможно, добывающие установки в Сибири как минимум на какое-то время придется остановить — с неизвестными техническими последствиями для оборудования. Федеральное правительство предпринимает сейчас всё возможное, чтобы создать технические предпосылки для продолжения эксплуатации газопровода. Так, в этот уикенд канадское правительство в Оттаве объявило, что сделает исключение из антироссийских санкций и разрешит отправку в Россию отремонтированной турбины фирмы Siemens. Эту поставку Газпром назвал главной предпосылкой для функционирования "Северного потока — 1". "Мы приветствуем это решение наших канадских друзей и союзников", — сказал канцлер Олаф Шольц в эти выходные, о чем сообщило информационное агентство Reuters.
Но если все это не произведет впечатления на Путина и он прекратит поставки после 21 июля, то этим самым он запустит в Германии цепную ядерную реакцию, которую немецкое правительство само же и распланировало за последние недели. Речь прежде всего о законах, которые на прошлой неделе — последней неделе заседаний перед летней паузой — были протащены через бундестаг и бундесрат. Но даже с этими законами Германия в лучшем случае будет лишь относительно готова к новой ситуации.

Что делать с "социальной взрывчаткой"

Что же произойдет конкретно? В качестве первого шага Федеральное сетевое агентство, скорее всего, заявит, что имеет место "значительное сокращение поставок импортного газа в Германию". Это побудит федеральное правительство ввести в действие недавно переработанные статьи 26 и 24 обновленного Закона об энергетической безопасности. Статья 26 предусматривает, что дополнительные расходы, возникающие из-за кризиса у энергоснабжающих типа Uniper, могут быть переложены на всех потребителей. Это будет делаться через перераспределительную систему. Но пока такой системы нет. Но ничего: статья 24 предусматривает, что энергоснабжающие компании могут напрямую перекладывать повысившиеся расходы на своих клиентов. То есть федеральное правительство может пойти по одному из этих путей, чтобы быстро спасти импортеров и зависящих от них клиентов, прежде всего городские домохозяйства. Спасение придет через более высокие цены — за счет бюргеров.
А пока, то есть в течение следующих десяти дней, должен быть принят пакет спасительных мер для Uniper, о котором федеральное правительство и Uniper сейчас ведут переговоры. Uniper подала заявку на государственную помощь, что также предусмотрено новой статьей 29 Закона об энергообеспечении. Но в какой степени федерация будет участвовать в этом деле своим капиталом, неизвестно. По некоторым сообщениям её доля будет составлять более чем 30 %. Другими словами, в первом шаге будет предпринята попытка предотвратить волну банкротств в системе энергоснабжения и защитить цепочки поставок. На втором этапе на повестке дня окажутся другие меры поддержки. Потому что независимо от того, каким образом избыточные расходы будут переложены на потребителей или компании, цены как для домохозяйств, так и для компаний немедленно и пугающе взлетят вверх. Поэтому федеральный канцлер метко назвал высокие цены на энергию "социальной взрывчаткой". И ее необходимо как можно быстрее обезвредить.
Помимо этого, задача будет состоять в том, чтобы осуществить уже запланированные меры как можно быстрее и эффективнее. С одной стороны, нужно попытаться действительно увеличить предложение газа, с другой стороны уменьшить спрос, то есть экономить как можно интенсивнее. Решающее значение для зимы будет иметь степень наполнения немецких газохранилищ. Новый Закон о хранилищах предусматривает, что хранилища к началу ноября должны быть наполнены на 80 %, к началу декабря — на 90 %.
В настоящее время средний показатель наполненности составляет приблизительно 62%. Фирме Trading Hub Europe (THE), ответственной за газовый рынок в Германии, уже одобрено выделение 15 миллиардов евро для закупки газа для хранилищ. Но сначала нужно, чтобы соответствующее количество газа было в наличии на рынке. Ведь если упустить время, то возникнет опасность, что выделенных денег из-за возросших цен не хватит. Uniper уже заявила о том, что фирма буквально в ближайшие дни будет вынуждена забирать газ из собственных хранилищ.
Взять газ с мировых рынков? Но существует ли на мировом рынке газ в достаточном для нас количестве — это уже вопрос спорный. Причина: ни один из больших производителей сжиженного газа (СПГ) — ни США, ни Катар — не может значительно увеличить добычу. Норвежцы по газопроводам поставляют явно больше, чем в прошлом году, во всяком случае в Германию. Они пытаются сделать все, чтобы помочь немцам пережить эту зиму. Но увеличить объемы добычи в значительной степени они смогут лишь через два или три года. Кроме того, остро необходимо до Рождества перевести в Вильгельмсхафен и Брунсбюттель два плавучих СПГ-терминала, которые за большие деньги арендовало федеральное правительство. А помимо этого проложить соединительную трубу длиной 30 километров от Вильгельмсхафена до ближайшего пункта подключения к общей газовой сети в Этцеле. Это должно получиться, потому что иначе мы пропали. Но может и не получиться.

Экономить получается

В том, что касается спроса на газ, то там в последнее время отмечаются позитивные сдвиги. Действительно, расход газа в экономике в первые пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодов предыдущего года упал на 14,3%. Это установило Федеральное объединение энергетики и водоснабжения. Этот факт можно интерпретировать так, что потребители и фирмы прилагают максимум усилий, чтобы экономить газ при высоких ценах на него. Очевидно, что высокая цена действительно побуждает их поступать таким образом, хотя на частных потребителей она воздействовала еще не в полной мере. Но может ли сохраниться эта тенденция? Можно ли сэкономить столько газа, сколько необходимо? В своих сценариях Федеральное сетевое агентство исходит из необходимости сэкономить 20% газа к началу июля.
В ближайшие недели и энергетика внесет свой вклад в реализацию плана экономии. Только что принятый Закон о подготовке замещающих электростанций предусматривает замену газовых электростанций на угольные, которые должны стоять наготове в так называемом резерве и поэтому считаются важными звеньями в системе. К этому добавляется и то, что ТНЕ в ближайшие недели должна предложить новый продукт, регулирующий потребление энергии, а именно некий "перманентный аукцион", как его называет шеф Сетевого агентства Клаус Мюллер. На этом аукционе фирмы смогут продавать объемы газа, которые им не нужны или были ими сэкономлены. С помощью и этого механизма, как надеются его создатели, можно будет понизить спрос на газ. А это значит, что его больше останется для закачки в хранилища.
Амурский газоперерабатывающий завод - ИноСМИ, 1920, 11.05.2022
"Кризис, которого еще не знала Германия": ущерб от эмбарго на энергоносители оценивается в полтриллиона евроВ Германии возможен экономический кризис, которого она не знала со времен Второй мировой войны, пишет Handelsblatt. Об этом предупреждает немецкий экономист, который опубликовал новое исследование по ситуации в стране после введения антироссийских санкций. Возможный ущерб он оценивает в почти полтриллиона евро.

"Часы тикают"

Таковы главные инструменты, призванные как можно эффективнее подготовить Германию к зиме. Но, даже если все это получится, если через плавучие СПГ-терминалы с января 2023 года удастся получить дополнительно 13 миллиардов кубических метров газа в год, всех этих мер будет недостаточно, чтобы пережить зиму, если по "Северному потоку — 1" не будет поступать ничего. Согласно одному из сценариев Сетевого агентства, с января 2023 года газ станет дефицитным товаром. В этой ситуации Федеральное сетевое агентство будет решать, насколько сократить подачу газа в те или иные компании.
Следствием могут стать значительные социальные и экономические проблемы. Глава Сетевого агентства Клаус Мюллер сказал в интервью Wirtschaftswoche, что опасается регулярных демонстраций у штаб-квартиры агентства в Бонне. А правление Германской промышленной и торговой палаты боится, что в случае полного прекращения поставок российского газа в Германии наступит глубокая рецессия. Как сказал президент Палаты Петер Адриан (Peter Adrian) в интервью агентству dpa, Палата не исключает, что в таком случае ВВП Германии в зимние месяцы упадет на показатель, измеряемый двузначными цифрами.
Адриан призвал федеральное правительство снять все ограничения, чтобы фирмы могли быстрее использовать альтернативы газу. О "Северном потоке — 1" Адриан сказал: "Часы тикают. Мы, предприниматели, должны постоянно готовиться к худшему варианту развития событий. К сожалению, мы должны настроиться на то, что после профилактики с 21 июля по ‘Северному потоку — 1’ газ уже не пойдет. И это будет катастрофой".

"Я опасаюсь рецессии"

"Многим предприятиям без поставок газа придется остановить производство. Если такое случится, то я опасаюсь, что, скорее всего, наступит рецессия. Тогда у нас будет экономический спад, который будет заметно отличаться от того, что мы испытали во время финансового кризиса". Во время финансового кризиса 2009 года ВВП Германии упал на 5,7 %, во время кризиса коронавируса — на 4,6%.
После Второй мировой войны было в ходу выражение "нулевой час" ("штунде нуль"). Имелся в виду тот момент, когда страна должна была после краха нацистского режима, Холокоста, разрушений войны начать создавать себя заново из руин. А вот после этой "нулевой недели" не начнется ли, наоборот, великое разрушение? Это вопрос открытый. В свое оправдание мы можем только сказать, что федеральное правительство в последние месяцы сделало многое, чтобы освободиться от железных объятий Путина, от проклятой, самими нами устроенной энергетической зависимости. Но пока что мысли и планы этого человека в Кремле идут дальше наших, а потому представляют собой рычаг воздействия, которому нам порой нечего противопоставить. А Путин в последнее время использовал каждый рычаг, который оказывался у него под рукой.