Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История геронтократии повторяется

© AFP 2022 / SAUL LOEBПрезидент США Джо Байден и спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси
Президент США Джо Байден и спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси - ИноСМИ, 1920, 27.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проклятие бездарного руководства, обрекшего СССР на гибель, спустя годы отозвалось эхом по всей Северной Америке, пишет автор Asia Times. Однако он отмечает, что это явление характерно не только для США и Канады, но и для стран Востока и Азии.
Ройвен Бреннер (Reuven Brenner)
"Как так вышло, что США пришлось выбирать между двумя геронтократами?" – поинтересовался Джозеф Эпштейн в своей статье в The Wall Street Journal от 22 июля под заголовком "Байден и Трамп оба ни на что не годны".
Вот мой взгляд этот вопрос, изложенный еще 25 лет назад и опубликованный в августе 1998 года под названием "Канада — провал земли обетованной". В этой статье я описал, чем всё заканчивается, когда престарелые лидеры или бесталанные наследники окружают себя бездарями.
Увы, эта история сегодня повторяется во многих частях мира — в США, в Канаде, на Ближнем Востоке, в Азии, в России и так далее.
Вот текст 1998 года:
"Основы этой модели заложили на заре советского государства Ленин и Сталин, поскольку ни тот, ни другой не обеспечили должной преемственности. Наоборот, в припадке паранойи оба стерли с лица земли людей сведущих, заменив их безобидными бездарями.
Под угрозой расправы, ГУЛАГа или психиатрической лечебницы талантливые люди России предпочли не рисковать и смирились с прискорбной, но безопасной безвестностью.
Первым продуктом этой системы, добравшимся до верхушки, стал Никита Хрущев. Ему не хватало ни образования, ни ума, однако он энергично совершал одну гибельную ошибку за другой — как внутри страны, так и за рубежом. Политбюро решило, что с него хватит, и в 1964 году его вышвырнуло — заменив другой посредственностью, Леонидом Брежневым.
Лучшего выбора попросту не было: всех мыслящих людей партия вычищала еще на низких этажах, запугивая их задолго до того, как те успевали дорастали до руководящих должностей. Тоже плоды сформировавшей их системы, его преемники Юрий Андропов и Константин Черненко были такими же жесткими ортодоксами и типичными бюрократами-карьеристами.
Лишь угроза политического и экономического банкротства толкнула Михаила Горбачева на противостояние бюрократической инерции, которая оберегала престарелое руководство СССР.
Однако к тому времени было уже слишком поздно. Из-за банкротства, усугубленного рейгановской программой "Звездные войны", и благоговения перед экономическим бумом в США, ткань, связывавшая прежнюю советскую империю, рассыпалась в мгновение ока. Этим вообще нередко кончается, когда компании и правительства лишаются доступа к кредитам.
Поскольку лучшие и умнейшие не идут во внутреннюю политику, а выбирают либо бизнес, финансы и технологии, либо переезжают в США, канадское политическое руководство за последнее десятилетие тоже увязло в посредственности. На федеральном уровне Канада произвела на свет таких выдающихся личностей как Ким Кэмпбелл (Kim Campbell), Жан Кретьен (Jean Chretien), Пол Мартин (Paul Martin) и Шейла Коппс (Sheila Copps) — столь же дерзновенных, зажигательных и проницательных, как дряхлые советские лидеры последних четырех десятилетий коммунистической эры.
Эта тяга к посредственности в политической жизни Канады в сочетании с суровой партийной дисциплиной и утратой подотчетности легко объясняет и то, почему прекратились серьезные политические дискуссии, и то, почему федеральные налоги растут как на дрожжах.
Из наших провинций лишь Альберта и Онтарио проявили творческое мышление и попытались сократить расходы и налоги, но, как мы уже отмечали, даже эти сокращения минимальны. На национальном уровне напрочь отсутствует признание, что ключ к долгосрочному успеху Канады лежит в восстановлении прозрачности правительства на всех уровнях".
Если вкратце, то прецеденты [нахождения у власти] Дональда Трампа, Джо Байдена, Нэнси Пелоси или даже молодого Джастина Трюдо (весь его опыт работы до премьерства заключается в том, что он полгода заменял учителя рисования, а потом назначил вице-премьером и министром финансов посредственных журналистов) далеко не уникальны — это бывает, когда политическая система ломается и подотчетность исчезает как таковая.
Когда же ждать перемен?
Когда государственная казна опустеет, а страну обгонят другие.
Ройвен Бреннер — председатель Монреальского экономического института, почетный профессор Университета Макгилла и член Королевского общества. Автор книг "История: человеческая игра" (1983), "Финансовая мощь" (2002) и "Мир случая" (2008). До 15 лет жил при коммунизме.