Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арест Бриттни Грайнер должен заставить нас внести коррективы в американские законы о наркотиках

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoБаскетболистка женской НБА Бриттни Грайнер перед заседанием суда в Москве
Баскетболистка женской НБА Бриттни Грайнер перед заседанием суда в Москве  - ИноСМИ, 1920, 31.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация, в которую попала Грайнер в России, даёт США повод для того, чтобы тщательно проанализировать отношение американской правовой системы к преступлениям, связанным с наркотиками. И к десяткам тысяч людей, сидящих в американских тюрьмах за подобные преступления.
Марк Говард (Marc M. Howard)
Арест звезды женской НБА Бриттни Грайнер (Brittney Griner) в России по обвинению в контрабанде и хранении гашишного масла спровоцировал рост напряженности в дипломатических отношениях Соединенных Штатов с Москвой и повысил градус международной критики в адрес авторитарного режима России. На этой неделе Грайнер рассказала в суде, что, когда 17 февраля ее арестовали в Москве, ей не зачитали ее права, как того требует российское законодательство. "У меня не было намерения нарушать закон", – заявила Грайнер, которую взяли под стражу после того, как российские таможенники в аэропорту нашли в ее багаже два картриджа для электронных сигарет с каннабисом.
Каким бы ни был исход попыток американских властей добиться освобождения Грайнер, вполне очевидно, что дело баскетболистки, утверждающей, что гашишное масло ей прописал врач, рассматривается ненадлежащим образом. Многие резко критикуют арест Грайнер, подчеркивая, что в России действуют "драконовские" законы о наркотиках и что в российских тюрьмах за наркотики сидит больше людей (на душу населения), чем в любой европейской стране. Член Палаты представителей Колин Оллред (Colin Allred), к примеру, отметил, что российская уголовная система "сильно отличается от нашей, и она очень непрозрачна".
Тем не менее, американцам все же не стоит бросаться камнями. Тяжелая ситуация, в которую попала Грайнер, дает нам повод для того, чтобы тщательно проанализировать отношение американской правовой системы к преступлениям, связанным с наркотиками, – и к десяткам тысяч людей, томящихся в американских тюрьмах за подобные преступления.
Несмотря на то, что ежегодно на содержание огромного числа людей в тюрьмах тратится 182 миллиарда долларов американских налогоплательщиков, наша система уголовного права совершенно не дотягивает до идеалов нашей страны. Проблемами американской системы являются избыточное уголовное преследование, избыточные сроки, жестокие условия содержания заключенных, отсутствие возможностей для реабилитации и ограниченные возможности для возвращения к нормальной жизни после освобождения.
Рассмотрим рекреационное употребление марихуаны, которое было легализовано в 19 американских штатах и декриминализовано еще в 18. Оно остается незаконным в Техасе, а также в соответствии с федеральным законом, и марихуану запрещено перевозить между штатами. Как и марихуану, гашиш – вещество, которое обнаружили в багаже Грайнер, – получают из растения каннабис, только оно гораздо более сильное. За преступления, связанные с гашишем, американские суды часто наказывают суровее, чем за правонарушения, связанные с марихуаной. И даже в тех штатах, где марихуана уже декриминализована, изменения в законодательстве пока не распространяются на концентраты каннабиса.
Что еще важнее, волна легализации никак не повлияла на судьбу тех людей, которые были признаны виновными в соответствии с прежними законами, согласно которым хранение марихуаны считалось преступлением. В отличие от большинства других стран, включая Россию, в Соединенных Штатах изменения в законодательстве не распространяются на тех людей, которые были осуждены в соответствии с прежними законами. Согласно докладу Американского союза защиты гражданских свобод от 2020 года, в Соединенных Штатах чаще всего арестовывали именно за хранение марихуаны (в сравнении с числом арестов за хранение и распространение других наркотиков). В 2018 году – последнем году, за который эксперты союза анализировали данные, – полиция провела почти 700 тысяч арестов за хранение марихуаны – это больше, чем число арестов за все насильственные преступления, вместе взятые. Согласно данным Бюро статистки в области правосудия за 2020 год, почти четверть миллиона американцев находятся в тюрьмах за преступления, связанные с наркотиками: около 171 300 человек сидят в тюрьмах штатов (это около 14% от общего числа заключенных в тюрьмах штатов), а 67 438 человек сидят в федеральных тюрьмах (46,7% от общего числа заключенных в федеральных тюрьмах).
Американская баскетболистка Бриттни Гринер - ИноСМИ, 1920, 14.03.2022
The Atlantic (США): беда Бритни Грайнер — вина Америки, а не РоссииЖенщины-баскетболистки в США до последнего времени не могли рассчитывать на такие же доходы, как в России, сообщает журнал "Атлантик". Издание признает, что попавшая за решетку в России баскетболистка Грайнер приехала в нашу страну по материальным соображениям. И вот, в аэропорту у нее находят "не те" вейпы. О том. что дальше, - читайте в статье.
Российская прокуратура утверждает, что 0,702 грамма каннабиса, обнаруженные в картриджах для электронных сигарет в багаже Грайнер, представляют собой весьма существенный объем наркотического вещества, поэтому баскетболистке инкриминируют "хранение наркотических средств в крупном размере", что грозит тюремным заключением сроком до 10 лет. Каким бы жестоким ни казалось нам такое наказание – любой здравомыслящий человек понимает, что это очень незначительное количество наркотика, и в среду Грайнер рассказала на суде, что гашишное масло необходимо ей, чтобы смягчать боль и воспаление, которые являются следствием многочисленных травм, полученных ей за спортивную карьеру, – стоит отметить, что американская уголовная система может быть не менее суровой. Разграничение между "употреблением" и "распространением" обычно зависит от весьма произвольных "весовых порогов", которые американские прокуроры применяют довольно избирательно, в результате чего многие американцы получают шокирующе длинные сроки. Около 46 700 человек, находящихся в тюрьмах штатов, были осуждены за хранение. Но это только часть общей картины, потому что другие заключенные, которые просто "хранили" наркотики, были признаны виновными в "контрабанде и распространении" только на основании количества найденной у них марихуаны.
Число людей, сидящих в американских тюрьмах за преступления, связанные с наркотиками, уже долгое время существенно превышает число заключенных, попавших в тюрьмы по таким же обвинениям, в других западных демократиях. В 2000 году в Соединенных Штатах 70% обвинений в хранении и 74% обвинений в распространении наркотиков обернулись тюремными приговорами, в то время как в Германии эти показатели составили 8% и 21% соответственно.
Многие из тех, кого тревожит судьба Грайнер, обеспокоены условиями содержания заключенных в российских тюрьмах. Однако и в этом смысле нашей стране тоже особенно нечем похвастаться. Согласно множеству отчетов, американские тюрьмы переполнены заключенными и недоукомплектованы персоналом, и люди, сидящие в них, страдают от насилия, недостаточного питания, низкого качества медицинской помощи и других проблем.
Хотя многие ухватились за историю Грайнер, чтобы в очередной раз раскритиковать жестокие российские законы о наркотиках, мы не должны забывать о наших собственных практиках в этой области. Конгресс и законодательные органы штатов могли бы сделать большой шаг вперед, придав законам о легализации наркотиков обратную силу, – это позволило бы досрочно освободить десятки тысяч американцев, сидящих в тюрьме за совершение действий, которые в большинстве штатов уже не считаются противозаконными.
Президент Байден и губернаторы всех 50 штатов тоже должны немедленно принять меры для ускорения процесса рассмотрения прошений об амнистии от людей, которые, как и Грайнер, заслуживают свободы. Учитывая ее опыт активной гражданской работы и поддержки реформы уголовного права, Грайнер, несомненно, с этим согласилась бы.
Марк Говард – профессор кафедры государственного управления и права в Джорджтаунском университете, где он руководит инициативой "Тюрьмы и правосудие". Он также является основателем "Проекта Фредерика Дугласа за справедливость" (Frederick Douglass Project for Justice) и автором книги "Необычайно жестоко: тюрьмы, наказание и настоящая американская исключительность" ("Unusually Cruel: Prisons, Punishment, and the Real American Exceptionalism").