Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему российская экономика превосходит ожидания

© РИА Новости Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкМеждународный деловой центр "Москва-Сити"
Международный деловой центр Москва-Сити - ИноСМИ, 1920, 25.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация в российской экономике оказалась лучше, чем показывали даже самые оптимистичные прогнозы, пишет The Economist. Мало кто предполагал, что она продержится шесть месяцев. Автор называет три причины, которые не дали Западу ее "изувечить".
Мало кто думал, что она продержится шесть военных месяцев.
Даже в обычные времена российская экономика такая же прозрачная, как сибирская снежная буря. А сейчас времена далеко не обычные. С момента начала российской специальной военной операции на Украине Центральный банк РФ и официальное статистическое агентство Росстат прекратили публиковать данные по всему, начиная с торговли и кончая инвестициями. <…> Инвестиционные банки, не дающие больше рекомендаций клиентам по российским компаниям, сократили объемы своей аналитической деятельности. Транснациональные компании убрали из страны своих экономистов.
В условиях такой закрытости разгорелись яростные дебаты о том, каковы результаты работы российской экономики. Недавно пятеро исследователей из Йельского университета написали аналитическую справку, которая привлекла пристальное внимание. В ней они сообщают, что уход из России западных фирм и введенные санкции "изувечили" ее экономику. Любые очевидные экономические преимущества — это просто мираж. "Отбираемую Путиным статистику беззаботно тиражируют все СМИ и используют многочисленные, действующие из лучших побуждений, но нерадивые эксперты, публикующие прогнозы, которые вопреки действительности чрезмерно благоприятны для Кремля", — утверждают авторы. Другие специалисты дают не столь мрачные оценки. "Экономика не рухнула", — написал недавно авторитетный эксперт по России Крис Уифер (Chris Weafer). Так где же правда?
Когда Россия начала спецоперацию на Украине, ее экономика вошла в состояние свободного падения. Рубль потерял четверть своей стоимости по отношению к доллару. Обвалился рынок ценных бумаг, вынудив регуляторов приостановить торги. Западные компании начали сотнями уходить из России или пообещали уйти, когда зарубежные страны ввели санкции. За месяц аналитики пересмотрели свои прогнозы по российскому ВВП за 2022 году и заявили, что вместо роста в 2,5% его ждет 10-процентное сокращение. Были и более мрачные оценки. "Эксперты прогнозируют, что российский ВВП в этом году сократится на 15%, уничтожив все экономические достижения последних 15 лет", — злорадствовал Белый дом.
Обе стороны, участвующие в дебатах, сходятся во мнении, что страна до сих пор страдает от причиненного ей ущерба. Осуществленное весной мощное увеличение процентных ставок, призванное стабилизировать рушившийся рубль, а также уход зарубежных компаний столкнули Россию в рецессию. По данным официальной статистики, во втором квартале текущего года ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился на 4%. Многие из 300 российских моногородов пострадали от санкций до такой степени, что там началась полномасштабная депрессия. Многие люди, особенно образованные, покинули страну. Другие же начали выводить из нее свои средства. В первом квартале 2022 года иностранцы вывели из России прямых инвестиций на 15 миллиардов долларов. Это худшая цифра за всю историю. В мае 2022 года общая сумма денежных переводов из России в Грузию была в долларовом выражении в 10 раз выше, чем годом ранее.
Однако собранные из разных источников аналитические данные издания The Economist говорят о том, что ситуация в российской экономике лучше, чем показывают даже самые оптимистические прогнозы, поскольку продажа углеводородов позволила стране создать рекордный профицит текущего счета. Возьмем в качестве примера "индикатор текущей активности", публикуемый банком Goldman Sachs. Это показатель экономического роста в режиме реального времени. В марте и апреле он резко снизился, хотя и не настолько сильно, как во время мирового финансового кризиса в 2007-2009 годах или конфликта на Украине в 2014 году. В последующие месяцы произошло его улучшение.
Другие показатели говорят о том же самом: это рецессия, пусть и не очень глубокая по изменчивым российским меркам. В июне промышленное производство сократилось на 1,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, о чем свидетельствуют данные из записки банка JPMorgan Chase. Индекс роста сферы услуг, составляемый на основе анкетирования менеджеров, пострадал меньше, чем во время предыдущих кризисов. Потребление электричества после первоначального снижения как будто снова растет. Не уменьшается количество грузов, перевозимых по железной дороге. Это косвенный показатель спроса на товары.
Между тем инфляция начала снижаться. С начала 2022 года по конец мая потребительские цены увеличились примерно на 10%. Из-за падения курса рубля импортные товары подорожали, а из-за ухода западных компаний сократились поставки. Но цены теперь снова снижаются, на что указывает Росстат. На аналогичные тенденции со ссылкой на онлайн-цены указывает один независимый источник, чьи данные публикует консалтинговая фирма State Street Global Markets, а также фирма данных PriceStats. В своих официальных заявлениях Банк России теперь выражает обеспокоенность падением цен и инфляцией.
Благодаря укреплению рубля снизилась стоимость импорта. Прогнозы по российской инфляции понизились. Пакет данных, собранных консалтинговой фирмой Morning Consult, федеральным резервом банка Кливленда и Рафаэлем Шонле (Raphael Schoenle) из Брандейского университета, указывает на то, что прогнозы по инфляции на будущий год снизились с 17,6% в марте до 11% в июле. Имея огромные запасы газа, Россия вряд ли столкнется с инфляцией европейского образца, которая вызвана ростом цен на энергоресурсы.
Снижение цен — это не единственное, что помогает домохозяйствам. Показатели безработицы, достигшие в июне исторического минимума в 3,9%, на самом деле вводят в заблуждение. Многие компании отправили своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска во избежание увольнений по сокращению штатов. Но свидетельств какой-то катастрофы с занятостью нет. Данные российского сайта занятости HeadHunter говорят о том, что соотношение ищущих работу и вакансий в январе составляло 3,8, а в мае 5,9. То есть, в мае найти работу стало сложнее, чем прежде. Но потом это соотношение немного снизилось. По информации крупнейшего в России банка "Сбер", в весеннее время средние размеры реальной заработной платы резко увеличились.
Благодаря тому, что рынок рабочей силы держится на плаву, люди могут продолжать тратить деньги. Данные "Сбера" показывают, что в июле реальные потребительские расходы не претерпели особых изменений по сравнению с началом года. Весной импорт резко сократился, отчасти из-за прекращения поставок многими западными фирмами. Но это сокращение было не очень существенным по меркам последних рецессий. А сейчас объем импорта быстро восстанавливается.
Есть три фактора, объясняющие, почему Россия опровергает прогнозы. Первый фактор — политика. Владимир Путин слабо разбирается в экономике, но он с радостью передал полномочия по управлению экономикой тем, кто в этом деле понимает. В Банке России полно высококвалифицированных и умных людей, которые молниеносно приняли меры по недопущению экономического коллапса. Февральское удвоение процентных ставок в сочетании с мерами контроля за движением капитала помогло укрепить рубль и снизить инфляцию. Общество знает, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина всерьез настроена на сдерживание цен, пусть даже это не помогает ее популярности.
Второй фактор имеет отношение к недавней экономической истории. <…> Это уже пятый экономический кризис в стране за последнюю четверть века. Предыдущие были в 1998, 2008, 2014 и 2020 годах. Все те, кому за сорок, помнят невообразимый экономический хаос, возникший после распада Советского Союза. Люди научились приспосабливаться и не паниковать (а также не бунтовать).
Некоторые отрасли российской экономики уже давно изолированы от Запада. Это причиняет ущерб экономическому росту, но благодаря этому последний виток изоляции оказался менее болезненным. В 2019 году сумма прямых иностранных инвестиций в страну составляла около 30% ВВП, в то время как среднемировой показатель равен 49%. Перед началом спецоперации всего 0,3% россиян работало в американских фирмах. В богатом мире таких людей более 2%. Страна не очень сильно нуждается в поставках сырья из-за границы. Поэтому дополнительная изоляция не оказала особого воздействия на цифры статистики.
Третий фактор связан с углеводородами. Санкции мало повлияли на добычу нефти в России, о чем свидетельствует опубликованный недавно доклад Международного энергетического агентства. С начала спецоперации Россия продала в ЕС ископаемого топлива примерно на 85 миллиардов долларов. Как она тратит эту накопленную иностранную валюту, остается загадкой, ведь против ее правительства введены санкции. Но нет никаких сомнений, что эти поставки помогают Москве продолжать закупки импорта <…>.
Пока Путин не покинет свой пост, западные инвесторы будут с неохотой идти в Россию. Санкции сохранятся. Центробанк признает, что Россия отчаянно нуждается в зарубежных станках и оборудовании, хотя не очень сильно зависит от иностранных материалов. Со временем санкции возьмут свое, и Россия будет производить товары худшего качества по более высоким ценам. Но пока ее экономика худо-бедно бредет вперед.