Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек, с которым отныне придется считаться

© AFP 2022 / JONATHAN NACKSTRANDЛидер Шведских демократов Йимми Окессон
Лидер Шведских демократов Йимми Окессон - ИноСМИ, 1920, 13.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В шведском парламенте особенная ситуация. Главными победителями на выборах оказались ультраправые "Шведские демократы", сообщает NRK. 17 лет их не подпускали к власти, однако не исключено, что они "останутся на морозе" и на сей раз.
Туне Софие Аглен (Tone Sofie Aglen)
"Это как будто ложишься спать с Хиллари Клинтон, а просыпаешься с Дональдом Трампом", — заметила бывший лидер шведских социал-демократов Муна Салин (Mona Sahlin). Именно так прошла бы ночь выборов для усталого социал-демократа, который лег спать пораньше.
Поначалу казалось, что для Социал-демократов все складывается как нельзя лучше. Журналисты и комментаторы пугали предвыборным триллером, но в первые часы все шло вполне предсказуемо. А потом один-единственный мандат перевернул все с ног на голову.
Окончательный результат до сих пор неясен. Но насчет явного победителя сомнений нет: это скандальные и гонимые Шведские демократы.
Цена Йимми Окессона
Левые попытались было превратить выборы в референдум о шведских демократах. Победили шведские демократы.
Швеция лидирует в Европе по количеству перестрелок, и случайными жертвами бандитских разборок все чаще становятся играющие дети, поэтому неудивительно, что каждый пятый швед решил проголосовать за партию, которая дольше других призывает бороться с преступностью и бандитизмом.
Лидер Шведских демократов Йимми Окессон (Jimmie Åkesson) долгое время считался персоной нон грата. Партию всячески осуждали или обходили молчанием. До сих пор находятся политики, которые отказываются здороваться с ним за руку. Однако нет сомнений, что его влияние в шведской политике велико.
Флаг Швеции - ИноСМИ, 1920, 07.09.2022
Шведское правительство устроило перед выборами громкую пресс-конференцию: партия Шведские демократы якобы дружит с РоссиейСудя по опросам общественного мнения, правая партия Шведские демократы станет второй по величине на выборах 11 сентября, сообщает TV2. Это испугало нынешние власти Швеции. Они обвинили демократов в "дружбе" с Россией. Но доказательств не привели.
Можно только представить сладость победы, но сейчас всех интересует, за сколько "купят" Йимми Окессона. Ситуация, несомненно, особенная. Шведские демократы выиграли выборы для буржуазного блока, но в правительстве им не рады.
Да и согласятся ли с этим они сами? И чем придется пожертвовать остальным, чтобы не пустить Шведских демократов в правительство? Так, перед выборами Окессон требовал, помимо прочего, запретить попрошайничество, начать депортировать осужденных мигрантов, разрешить личный досмотр в означенных зонах и снизить возраст уголовной ответственности.
При этом зачастую остается за кадром, что Шведские демократы, хоть и считаются правыми, в экономической политике ратуют за щедрое государство всеобщего благосостояния и хотят увеличить расходы на всё от пособий по безработице до лечения зубов.
Воскресение из мертвых
В ночь перед выборами, когда казалось, что левые победят, многие уже готовили политические некрологи лидеру Умеренной партии Ульфу Кристерссону (Ulf Kristersson). Последние несколько недель не утихают споры о том, достоин ли он в принципе победы на выборах. Он ведь уже проиграл в 2018 году, хотя тогда ситуация складывалась так, что проиграть, казалось, невозможно в принципе.
Социал-демократы правят страной последние восемь лет, и в ходе предвыборной кампании всплыли все болезненные для шведского общества вопросы. Казалось бы, высокая преступность, экономические тревоги и энергетический кризис должны гарантировать уверенную победу буржуазному блоку.
И в последний момент Ульф Кристерссон воскрес из мертвых и, вероятно, станет следующим премьером. Вот вам иллюстрация, сколь тонка в Швеции грань между победителем на выборах и идиотом-неудачником, в которые Кристерссона бы всенепременно записали в противном случае.
Что может пойти не так?
Похоже, Кристерссон морально готов к роли премьера. На смену ярому оппозиционеру в ходе предвыборной кампании пришел трезвый государственный муж, призывающий поговорить "по-взрослому" и разрешить разногласия.
Откровенно говоря, это будет нелишним. Хотя в ходе предвыборных дебатов буржуазный блок выступал сплоченной командой с превосходной "личной химией", многое может пойти не так. Какие партии в итоге войдут в правительство? И на какие уступки Шведским демократам они пойдут?
И христианские демократы, и либералы пошли на большой риск, пустив шведских демократов "в тепло". Если бы не победа на выборах, эту стратегию наверняка бы сочли провальной.
Дверь Окессону открыла наполовину норвежка и лидер христианских демократов Эбба Буш (Ebba Busch). Она же — природный партнер умеренных в правительстве.
Еще бóльшая неопределенность царит вокруг того, чтó могут предложить либералы. В партии есть значительное меньшинство, которое наотрез отказывается сотрудничать с противниками миграции. Кроме того, при прошлом правительстве либералы, партнеры норвежской партии "Венстре", дважды переходили из блока в блок.
В Швеции уже случалось, когда перебежчик менял всю расстановку сил. Ситуация особенно щекотлива из-за того, что в состав блока входит столь спорная партия как Шведские демократы, а перевес невелик. Так что даже если Кристерссон и усядется в премьерское кресло, его положение шатко.
Сигнал тревоги
Хотя социал-демократы наверняка лишатся власти, премьер-министр Магдалена Андерссон (Magdalena Andersson) зарекомендовала себя хорошо. При ней партия встала на путь борьбы с преступностью и ужесточила миграционную политику.
В норвежской Рабочей партии теперь ломают голову, как это ей удалось завоевать такое доверие избирателей на фоне кризиса, когда популярность властей падает.
Выборы также подчеркнули разительные перемены в электорате социал-демократов. Они сильно проиграли в сельской местности, в промышленных районах и среди рабочего класса, зато преуспели в городах. Раньше было с точностью наоборот. Большие города были за "синими" (цвет буржуазного блока и партий консервативного толка, – Прим. перев.), а остальная часть страны считалась "красными" и "зелеными" бастионами.
Поэтому у многих, особенно в профсоюзном движении, загорелся сигнал тревоги. Неужели социал-демократы станут партией для завсегдатаев кофеен, а их привычные избиратели, которые собирают автомобили, рубят лес и плавят сталь, переметнутся к шведским демократам или умеренным?
Ненадежная опора
Слабым утешением для Магдалены Андерссон можно назвать то, что ей, судя по всему, не придется мирить Левую партию, центристов и “зеленых”. Их опора оказалась, мягко говоря, ненадежной. Кроме того, коалиция наверняка помешала бы ей воплотить в жизнь обещания ужесточить миграционную политику и побороться с криминалом.
Другие партии считают, что строгие наказания — не тот метод, а разгул бандитизма объясняют имущественным неравенством и отчуждением в школах.
Как это ни парадоксально, голоса у левого блока могла оттянуть новая партия "Нюанс", нацеленная главным образом на мигрантские пригороды. Партия выступает за раздельные часы в бассейнах для мальчиков и девочек, намерена наказывать за сжигание Корана и хочет открыть побольше религиозных школ. О лучшем противнике Шведские демократы и мечтать не могли.