Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рено Жирар: картель подсанкционных стран поднимается во весь рост

© AFP 2022 / MARK RALSTONГраффити в Беверли-Хиллз, Калифорния. Архивная фотография
Граффити в Беверли-Хиллз, Калифорния. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 14.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США сделали санкции своим главным оружием, которое активно использовали против России, Китая, Ирана и КНДР, пишет Figaro. Однако это привело к дедолларизации и противодействию западной гегемонии – на такое Вашингтон вряд ли рассчитывал.
Геополитикой завтрашнего дня станет противостояние западного блока и объединения подсанкционных стран.
За последние тридцать лет США все больше стали прибегать к экономическим санкциям в своей внешней политике. Опираясь на финансовую гегемонию доллара, американцы даже сделали санкции своим главным оружием, поскольку после неудач в Афганистане, Ираке и Ливии американские стратеги отказались от открытых военных операций с целью смены режима.
Сегодня эта санкционная политика касается в основном четырех авторитарных стран, каждая из которых имеет (или имеет потенциал получить) ядерное оружие: Россия, Китай, Северная Корея, Иран. Переоценив в первое время свои силы на Украине, Владимир Путин пытается компенсировать эту неудачу путем создания картеля подсанкционных стран. Для этого во Владивостоке прошел Восточный экономический форум (ВЭФ), который открылся при участии российского президента 7 сентября 2022 года.

Солидарность "бойкотируемых"

Такой картель будет создан путем расширения политических контактов и военных учений между странами, находящимися под санкциями. Ни Китай, ни Иран, ни Северная Корея не осудили российскую операцию на украинской территории, начатую в феврале 2022 года. А во Владивостоке лидеры подсанкционных стран обсуждали вопросы дедолларизации международной торговли. Подсанкционные страны объединены еще и тем, что не намерены более терпеть поучения (часто сопровождаемые санкциями) со стороны западного блока. Прежде всего в тех случаях, когда эти поучения касаются прав человека. Подсанкционные страны отмечают также большое значение принципа ООН о нерушимости суверенитета государств. Правда, защита этого принципа Россией [в контексте ситуации на Украине] представляет большое поле для иронии.
Каждый раз вводя санкции против очередной страны, США требуют — и часто успешно — чтобы их европейские и азиатские союзники последовали за американцами. Лишь иногда этим союзникам удается занять менее жесткую позицию с целью защиты собственных экономических интересов. Когда США в одностороннем порядке вышли из ядерного соглашения с Ираном от 14 июля 2015 года, их европейские союзники, также подписавшие это соглашение, отказались следовать американской политике возврата к санкциям. Но этот шаг был сделан ЕС прежде всего против Трампа, в пользу его либеральных противников, и он ничего не изменил в реальном положении дел. Присутствовавшие в Иране европейские компании и банки сами наложили на себя санкции и покинули Иран, опасаясь наказания со стороны Минфина США.
Сегодня у Ирана есть шанс выйти из санкционного картеля, вернувшись к Венскому соглашению, к которому готова вновь присоединиться Америка. Тексты готовы, осталось их только подписать. По неясным причинам верховный иранский духовный лидер до сих пор отказывается это сделать.
Но и эта деталь не меняет главного. Геополитикой завтрашнего дня станет противостояние западного блока и картеля подсанкционных стран. Индия, страны Африки, Латинской Америки и Азии будут наблюдателями. Из-за баланса ядерного устрашения (хотя ядерным оружием обладают три страны западного блока, оно есть и у его оппонентов, что уравнивает шансы) это противостояние будет больше правовым, экономическим и технологическим, чем военным. Однако нельзя полностью исключить случайное возникновение военного конфликта после какого-нибудь инцидента, воздушного или морского, в таких напряженных районах, как Черное море, Восточно-Китайское море, Персидский залив.

Господство доллара не вечно

Каковы сильные и слабые стороны двух крупных блоков? Западный блок (помимо США и ЕС, он простирается до Южной Кореи, Японии, Австралии) обладает прежде всего технологическими и финансовыми преимуществами. Но они уязвимы, хрупки и не вечны.
Тот факт, что Китай в течение последних тридцати лет развивался прежде всего за счет копирования западных технологий, не означает, что он не способен сейчас заниматься инновациями самостоятельно. В настоящее время Китай выпускает ежегодно 1,3 миллиона дипломированных инженеров (по сравнению с 370 000 во Франции). Вполне вероятно, что из этой массы выйдут гении. В сфере телекоммуникаций технический уровень китайцев превзошел западный.
Из-за растущего ответного бойкота Запада со стороны "подсанкционного картеля", господство доллара не вечно. Китай больше не использует доллар ни при покупке углеводородов у России или Ирана, ни при торговле в Африке и Азии.
Сильная сторона картеля больше территориальная, чем демографическая. Русско-китайская Евразия в шесть с половиной раз больше Европейского Союза! Сибирь мало населена, но с китайскими инвестициями и глобальным потеплением она может стать огромной Нормандией. Наиболее драматично то, что Западу не удалось следовать треугольнику, предложенному Киссинджером 50 лет назад: всегда быть ближе по отдельности к России и Китаю, чем они друг к другу.
Миру должны быть предоставлены все шансы. Крупного драматического столкновения еще можно избежать. "Диктаторы" могут поссориться. А мы, жители Запада, заинтересованы в том, чтобы лучше подготовиться к долгому противостоянию в политическом, военном, промышленном и продовольственном отношении. Потому что в этом противостоянии с "подсанкционным" картелем наша победа, победа Запада отнюдь не предрешена.