Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конфликт на Украине показывает, что американская армия не готова к войне с Китаем

© Фото : U.S. Army photo by Spc. Patrick KirbyАмериканский переносной противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) FGM-148 Javelin
Американский переносной противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) FGM-148 Javelin - ИноСМИ, 1920, 20.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военно-промышленная база у США значительно слабее, чем раньше, констатирует автор статьи в Bloomberg. В случае конфликта с Китаем Америка может оказаться в ужасном положении уже через несколько месяцев или даже недель после начала боевых действий, подчеркивает он.
Поставки оружия Киеву опустошили арсеналы Пентагона. Но защита Тайваня будет намного более дорогостоящей.
"Только дураки учатся на собственном опыте. Умные же учатся на опыте других", — заметил как-то раз немецкий канцлер Отто фон Бисмарк, которого очень часто цитируют. Всегда лучше усваивать трудные уроки на чужих войнах, а не на своих собственных.
Сегодня Соединенным Штатам надо извлечь жизненно важные уроки из вооруженного конфликта на Украине, а также из собственного опыта времен Второй мировой войны. Если Америка хочет победить в вероятном конфликте великих держав, который она может начать с Китаем через несколько лет, ей лучше уже сейчас начать серьезное перевооружение своей армии, пока не началась стрельба.
Когда-нибудь историки будут вспоминать 2022 год как тот момент, когда свободный мир по-настоящему осознал, что "соперничество великих держав" неизменно влечет за собой большой риск столкновения таких держав. Начатая в феврале российская военная операция на Украине заставила осознать, насколько велика угроза агрессии диктаторских режимов для демократического мира. Разразившийся в августе кризис из-за визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань и реакция Пекина, ответившего самой мощной за четверть века демонстрацией силы в западной части Тихого океана, заставили многих американских руководителей сделать пугающий вывод, что обратный отсчет времени до конфликта уже начался.
Здесь нет никакой тайны. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан недавно рассказал Bloomberg News о существовании "реальной угрозы" китайского вторжения на Тайвань. Директор национальной разведки Эврил Хэйнс (Avril Haines) назвала эту угрозу "острой". Пентагон сегодня публично заявляет, что, по его оценкам, вторжение может состояться не раньше, чем через два года.
Из идущих в Вашингтоне разговоров складывается впечатление, что, по убеждению многих чиновников, Пекин может применить силу против Тайваня в ближайшие три–пять лет, когда председатель Си Цзиньпин будет уверен, что стремительно модернизирующаяся Народно-освободительная армия Китая в состоянии одержать победу, будь это реальное военное вторжение или просто силовая блокада. Другой вопрос, готовы ли США к крушению поезда, приближение которого многие американские официальные лица видят вполне явственно.
Пентагон уже несколько лет выступает с предостережениями, что китайское военное строительство меняет соотношение сил в Восточной Азии. Но многие законодатели, такие как Пелоси, готовы настраивать Китай против Америки, не имея при этом основательных стратегических целей. Это показывает, что они не осознают всю опасность складывающейся ситуации.
Военные игры, проводимые в рамках весьма благоприятных сценариев, указывают на то, что Соединенные Штаты могут выцарапать победу в войне из-за Тайваня. Но при этом им придется заплатить запредельно высокую цену как личным составом, так и боевой техникой. Менее благоприятные условия, как правило, ведут к победе Китая.
Конечно, никто в действительности не знает, что произойдет. Конфликт на Украине показал, что мотивация, лидерские качества и прочие неосязаемые нюансы имеют огромное значение. Но эта война также показывает, что США будет невероятно трудно восполнить потери, которые они понесут в самом начале конфликта с Китаем, а также обеспечить себе средства для достижения победы — не говоря уже о союзниках.
Современная война — дело чудовищно затратное. Она уничтожает самые совершенные, самые превосходные и дорогие творения современного общества. В ходе такого столкновения расходуется колоссальное количество ракет, артиллерийских снарядов и прочих боеприпасов. Она в больших количествах уничтожает самолеты, танки и боевые корабли, которым трудно найти замену.
Визит президента РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику - ИноСМИ, 1920, 19.09.2022
Как ограничить "безграничную" дружбу Путина и Си?Китай заявил о готовности работать с Россией ради обеспечения стабильности в мире, сообщает Bloomberg. Но США и их союзники должны напомнить ему о том, как много он может потерять из-за этого партнерства, считает автор статьи.
Конфликт на Украине не относится к числу происходящих между двумя великими державами, однако он показывает, насколько трудно вести войну высокой интенсивности. Коалиции свободного мира во главе с мировой сверхдержавой очень сложно удовлетворить все потребности правительства в Киеве, не истощив свои собственные запасы вооружений.
Согласно имеющейся информации, в первые, самые отчаянные, недели боевых действий США передали Украине треть собственного запаса противотанковых ракет "Джавелин". Чтобы пополнить арсеналы, Вашингтону и другим странам могут понадобиться годы.
Украина, которой несомненно помогает американская разведка, продемонстрировала поразительную способность очень эффективно использовать системы "Хаймарс" и их реактивные снаряды. Но запросы Киева все чаще входят в противоречие с потребностями Вашингтона, который должен иметь достаточные запасы вооружений, занимающих центральное место в его собственных военных планах.
Конечно, сейчас не может быть более правильного применения такого оружия, чем передача его хрупкой демократии, которая наносит эпические потери жестокой тирании. Но этот конфликт также подает предупредительные сигналы о том, насколько трудно будет снабжать американские войска всем необходимым, если они вступят в войну с Китаем.
Мы с Майклом Бекли (Michael Beckley) недавно написали новую книгу "Опасная зона. Предстоящий конфликт с Китаем", где отмечаем, что начальный этап американо-китайской войны будет потрясающим по своей интенсивности и масштабам разрушений. Американские войска будут в огромных количествах расходовать ракеты, торпеды, высокоточные бомбы и прочие системы вооружений, запасы которых ограничены, чтобы сдержать китайское вторжение и взломать воздушную и морскую блокаду Тайваня.
Потери кораблей и самолетов у ВС США могут стать самыми большими со времен Второй мировой войны. Согласно выводам проведенной недавно военной игры, Соединенные Штаты могут лишиться двух авианосцев и 700-900 боевых самолетов (это почти половина американского авиационного парка). И это в том случае, если ситуация будет складываться относительно удачно.
По мере продолжения конфликта потери будут увеличиваться. А в том, что война затянется, не может быть сомнений, ибо ни одна из сторон не захочет признавать поражение в сражении за господство над самым важным в стратегическом и экономическом отношении регионом мира.
Но не выгодна ли США затяжная война, ведь страна обладает первой в мире экономикой? Те американцы, которые считают, что знают историю Второй мировой, могут вообразить, что ответ на этот вопрос определенно положительный. В конце концов, Америка победила в том конфликте, переведя экономику на военные рельсы и обогнав весь мир по объемам производства. Но мы часто забываем, что на самом деле повлекла за собой мобилизация в годы Второй мировой войны, и почему она принесла успех. Такая амнезия искажает наши представления о вероятном ходе и исходе китайско-американской войны в наше время.
Вторая мировая война была жизненно важной проверкой на стойкость и выносливость, и США одержали в ней победу, воспользовавшись своим непревзойденным экономическим и промышленным потенциалом. Американские заводы и верфи строили авианосцы, которые громили японские войска по всему Тихому океану. Они производили огромные армады самолетов, которые добивались превосходства в воздухе над океанами, на полях сухопутных сражений и даже на территории противника. Они делали танки и грузовики, помогавшие побеждать на суше, а также бесчисленные грузовые суда, доставлявшие грузы на театры военных действий по всему миру.
Это подтверждается основными цифрами статистики. К концу войны Соединенные Штаты построили почти 300 тысяч самолетов — больше, чем Германия и Япония вместе взятые. В 1944 году американские кораблестроители соорудили 2 247 кораблей и судов. Это больше, чем все остальные страны мира в совокупности. Американская промышленность снабжала не только вооруженные силы США. Она обеспечивала войска союзников. По программе ленд-лиза Америка поставила им (в основном Британии и Советскому Союзу) более 37 тысяч танков и почти 800 тысяч грузовиков. Это имело важнейшее значение для достижения побед в самых разных битвах, от Сталинграда до Эль-Аламейна. "Самым важным в этой войне являются машины, — сказал в 1943 году Сталин. — Соединенные Штаты … это страна машин".
Превосходство в промышленном производстве обеспечило США и союзникам жизнестойкость и запас сил, какого не было у их противников. Американские войска не всегда превосходили немецкие и японские по качеству, но со временем они обрели такое сокрушительное количественное превосходство, что небольшая разница в боевых навыках и умениях уже не имела значения.
"Я не могу понять этих американцев, — жаловался один немецкий командир в Нормандии. — Нам известно, что мы каждую ночь рвем их в клочья, наносим им тяжелые потери, уничтожаем их транспорт. Но поутру мы внезапно сталкиваемся со свежими батальонами, с пополнением личного состава, с новыми машинами, оружием, запасами продовольствия и материально-технических средств. Это происходит изо дня в день".
Наверное, такие воспоминания успокоят тех, кто тревожится о новой эпохе глобальных конфликтов. Но история мобилизации усилий во время войны была намного сложнее.
Чтобы в полной мере сосредоточить усилия, США понадобились годы — до конца 1943-го и даже до 1944-го. Время нужно было для преодоления узких мест, для ликвидации нехватки сырья, для перевода промышленности с гражданского производства на военное — чтобы делать танки и бомбы, и чтобы перевести экономику мирного времени на военные рельсы.
И все равно — США смогли эффективно мобилизоваться лишь потому, что у них была экономика индустриальной эпохи с массовым производством, которая хорошо подходила для создания средств глобальной войны. Более того, у этой экономики был огромный нереализованный потенциал, который можно было быстро задействовать, так как после Великой депрессии многие рабочие и предприятия бездействовали и простаивали.
Прежде всего, Америка в годы Второй мировой войны смогла добиться рекордных производственных показателей, потому что не стала дожидаться дня бесчестья, чтобы приступить к мобилизации. Этот процесс страна начала задолго до вступления в войну.
Военные расходы США начали существенно расти после мюнхенского кризиса 1938 года, после которого Гитлер встал на путь достижения господства в Европе. Президент Франклин Рузвельт, а также многие лидеры в конгрессе были убеждены, что мир становится слишком опасным, и Америка не может оставаться безоружной. В 1938 и 1939 годах расходы США на оборону составляли намного меньше двух процентов ВВП. К 1941 году они выросли до пяти процентов с лишним. А когда Америка вступила в войну, они стали резко увеличиваться.
Сухопутные войска всерьез взялись за подготовку к войне в 1939 году. Конгресс в 1940 году принял Закон о военно-морском флоте двух океанов, который стал предвестником американского господства на море. За несколько месяцев до удара по Перл-Харбору прошел испытания плоскодонный десантный катер Хиггинса, о котором командующий союзными войсками Дуайт Эйзенхауэр сказал, что именно он одержал победу. Когда США еще не вступили в конфликт, Рузвельт утвердил Манхэттенский проект, в рамках которого были созданы примененные против Японии атомные бомбы. В декабре 1941 года Америка была не готова к войне. Но степень готовности у нее была выше, чем если бы она выжидала, а мобилизацию начала только когда подверглась нападению.
Председатель КНР Си Цзиньпин в Доме народных собраний в Пекине - ИноСМИ, 1920, 18.09.2022
В своей речи в преддверии беспрецедентного третьего срока Си Цзиньпин изложил ключевые моменты мировой стратегии: "расширение сотрудничества в области безопасности"Успех Китая доказывает, что он избежал наступления "долгой темной эпохи", цитирует Си Цзиньпина автор статьи для Fox News. Си раскритиковал страны, которые отказались от социализма в пользу "западной модели". Китай не только не допустил гибели социализма, но и стал лидером всех социалистических стран.
Разница между тем временем и сегодняшним днем огромная. Хорошая новость состоит в том, что начинают США, находясь в гораздо лучшем положении, чем в середине 1930-х годов. В целом, американские вооруженные силы сегодня лучшие в мире. Но было бы серьезной ошибкой исходить из того, что в случае начала войны Америка без особых усилий опередит своих врагов по объемам производства.
У США по-прежнему ведущая экономика в мире, но на сей раз ее вероятный противник, Китай, является мировой мастерской. Пекин обладает примерно трехкратным превосходством в судостроении, что весьма кстати, ибо стороны на начальном этапе войны потеряют большое количество кораблей. Экономист Ноа Смит (Noah Smith) даже дал такую оценку: "Россия самостоятельно не может произвести достаточно боевой техники для затяжного локального конфликта с Европой. Китай же может произвести достаточно и для себя, и для России в случае глобальной войны против демократического мира.
Сегодня военно-промышленная база у США значительно слабее, чем раньше. После окончания холодной войны количество крупных оборонных подрядчиков в Америке резко сократилось, и теперь Пентагону намного сложнее быстро нарастить производство в случае кризиса.
В этой системе, как и в американской промышленности в целом, мало незадействованного потенциала и резервных мощностей. Америке не хватает даже самого элементарного, например, станков и подготовленной рабочей силы, которые необходимы в случае мобилизации промышленности в военное время. Марк Кансиан (Mark Cancian) из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) пишет: "Военно-промышленная база Америки рассчитана на эффективность мирного времени, но не на массовое производство военного времени, потому что поддерживать неиспользуемые мощности для мобилизационных нужд дорого".
В результате США могут оказаться в ужасном положении уже через несколько месяцев или даже недель после начала боевых действий. Им будет трудно пополнить запасы высокоточных боеприпасов большой дальности, что крайне важно для нанесения ударов по китайским кораблям в водах вокруг Тайваня. Эти боеприпасы наверняка будут уничтожаться китайскими противокорабельными ракетами и системами ПВО. Если будут большие потери кораблей и самолетов, вести продолжительную войну в западной части Тихого океана станет сложно. И даже если Вашингтон одержит победу, из-за этих потерь американские вооруженные силы лишатся своей боеспособности на годы.
Но даже в отсутствие войны слабость военно-промышленной базы создает серьезные проблемы. В конгрессе и органах исполнительной власти идет много разговоров о том, чтобы быстро поставить Тайваню большое количество противокорабельных ракет, беспилотников и прочей техники, которая превратит Тайваньский пролив в смертельно опасный регион. Однако непонятно, где взять такое оружие, если существенно не увеличить объемы производства или не принять решение об опустошении военных запасов, которые понадобятся самой Америке в случае возникновения конфликта.
Американские официальные лица признают наличие проблем. Заместитель министра обороны Кэтлин Хикс (Kathleen Hicks) прилагает немало усилий, чтобы увеличить масштабы производства там, где это необходимо больше всего. В сухопутных войсках разрабатываются планы по удвоению производства ракет наземного базирования и артиллерийских снарядов. Пентагон намерен увеличить закупки ПТРК "Джавелин" и ПЗРК "Стингер". Но непонятно, решается ли проблема в данный момент.
Расширение производственных мощностей — это непростой вопрос, особенно когда нарушена система снабжения и существует дефицит ключевых деталей, в частности, из-за пандемии COVID-19. Но в какой-то момент все сведется к деньгам.
Оборонная промышленность построит новые производственные линии и расширит существующие в том случае, если у нее будут основания полагать, что деньги выделяются, и она может вкладывать свои средства в производство и персонал. А если денег не будет, она не начнет действовать. Сегодня американское правительство подает весьма неоднозначные сигналы.
Нельзя сказать, что Вашингтон неспособен действовать быстро и расторопно. Пентагон сотворил настоящее чудо, стремительно поставив оружие на Украину. Однако администрация президента Байдена как будто не очень спешит увеличивать военный бюджет. Обе бюджетные заявки Байдена показывают, что ассигнования Пентагону в реальном долларовом выражении будут сокращены.
Конгресс готов увеличить эти бюджеты, однако инфляция съедает покупательную способность министерства обороны. А поскольку администрация Байдена в своих бюджетных заявках делает упор на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и технику будущего, в проигрыше окажутся закупки. Вооруженные силы просто не смогут купить существующее сегодня оружие. Если США займут выжидательную позицию и не станут серьезно готовиться к конфликту, о котором предупреждают американские руководители, то они опоздают.
Китай таких ошибок не допускает. Пекинские пропагандистские издания выступают с пугающими угрозами о том, что произойдет с врагами Поднебесной в случае начала конфликта, а его судоверфи и заводы ошеломляющими темпами строят боевые корабли и производят боеприпасы. Окажется ли арсенал демократии на должном уровне?