https://inosmi.ru/20220924/samolet-256301943.html
Этот советский авиакомплекс опередил время. США не смогли его повторить
Этот советский авиакомплекс опередил время. США не смогли его повторить
Этот советский авиакомплекс опередил время. США не смогли его повторить
Советские экспериментальные авиакомплексы наносили высокоточные удары по инфраструктуре вермахта в первые месяцы нападения Германии на СССР, пишет TNI. После... | 24.09.2022, ИноСМИ
2022-09-24T00:01
2022-09-24T00:01
2022-10-07T15:41
the national interest
ссср
вторая мировая война
самолетостроение
военное дело
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24529/22/245292250_125:0:2637:1413_1920x0_80_0_0_5f0108132e71dedaa1b2e830e4fe1064.jpg
Ранним утром 10 августа 1941 года с авиабазы в Евпатории на Крымском полуострове взлетели три тяжелых советских бомбардировщика ТБ-3. Под их гигантскими крыльями располагался в высшей степени необычный груз: по два пузатых истребителя И-16. Их двигатели ОКБ Шевцова ревели на полную мощность, чтобы разогнать неуклюжего четырехмоторного гиганта, к которому они крепились.Один из авианосных бомбардировщиков прервал полет из-за технических проблем. Шесть оставшихся самолетов взяли курс на румынский порт Констанца в восточной части Черного моря примерно в 400 километрах от Крыма, летя со скоростью 250 километров в час.За полтора месяца до этого румынские войска поддержали неожиданное вторжение нацистской Германии, раздавившее неподготовленные пограничные укрепления СССР. Силы Оси неуклонно двигались к стратегическим портам Одессы и Севастополя, и осажденные советские ВВС и ВМФ изо всех сил пытались нанести ответный удар. Одной из главных целей стал километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него шел и жизненно важный трубопровод с нефтяных месторождений Плоешти.Советские бомбардировщики ДБ-3 неоднократно атаковали мост высотным бомбометанием, но безрезультатно. Старые и медлительные ТБ-3 справились бы с задачей куда лучше. Попытка не пытка. Но это были не простые ТБ-3, а комплексы "Звено-СПБ". Вместо бомб к ним подвешивались истребители И-16, и каждый нес по две 250-килограммовые бомбы.Обычный И-16 с бомбами в треть своего веса попросту не взлетел бы, — не говоря уже о том, чтобы пересечь Черное море и вернуться, — не хватило бы дальности полета. Но тут топливо поступало с бомбардировщиков ТБ-3, к которым они подвешивались.Комплекс "Звено-СПБ" стал итогом десятилетних наработок конструктора Владимира Вахримова (так в оригинале, на самом деле фамилия конструктора — Вахмистров. Прим. ИноСМИ). В ходе многочисленных испытаний он крепил на бомбардировщики истребители-"паразиты", чтобы увеличить их радиус действия и полезную нагрузку.Это был второй вылет "Цирка Шубикова" — так дружески называли 2-ю специальную эскадрилью 32-го истребительного авиационного полка. Первый прошел 26 июля и застал оборону Оси врасплох, уничтожив нефтебазу противника. Но во время второго рейда рассчитывать на внезапность уже не приходилось.В 5:50 утра в 15 километрах от румынской береговой линии пилоты щелкнули переключателями, и в кабинах И-16 загорелись желтые лампочки. Еще через несколько секунд истребители отцепились от самолетов-носителей.Груженные бомбами истребители рванулись к мосту, а затем с высоты полутора километров понеслись вниз под углом почти 90 градусов, разогнавшись почти до 650 километров в час.Защитники моста, как рассказывает пилот И-16 Борис Литвинчук в книге авиатора Василия Минакова "Гневное небо Тавриды", были в постоянной боеготовности."Шквал огня взметнулся навстречу тяжело нагруженным ястребкам. Орудия, „эрликоны", пулеметы ощетинились огнем с обоих берегов Дуная, с островов, со специальных люлек, подвешенных к фермам моста, даже с вершин этих ферм, находящихся на семидесятипятиметровой высоте… Тем не менее прорвались. Вошли в пике. Лента моста стремительно полетела навстречу. Четыреста метров. Бомбы несутся вниз… Есть! В центральный пролет! Гигантская стальная ферма переламывается, как шея жирафа, утыкается во вспененную воду. Из перебитого нефтепровода под настилом хлещет горящая нефть, вниз по течению на воде — сплошное бушующее пламя…".Все четыре И-16 добрались домой невредимыми, приземлились в Одессе в 6:40 утра, дозаправились — и тут же отправились наперерез эскадрилье бомбардировщиков Ю-88, направлявшейся бомбить советский порт. Бóльшую часть своих бомб "юнкерсы" сбросили в море и полетели обратно, а Шубиков и его товарищи вернулись на самолеты-носители ТБ-3 на базе в Евпатории.Три дня спустя три "Звена-СПБ" поразили еще пять целей, полностью разрушив один из мостовых пролетов. По дороге домой И-16 c бреющего полета нанесли удар по румынской пехоте в Сулине.В тот же день конструктор Владимир Вахмистров попросил направить в "Цирк Шубикова" дополнительные бомбардировщики ТБ-3. Эскадрилья получила два. Против дальнейшего усиления высказался лично Сталин: ТБ-3 сняли с производства, и для "Звена" использовалась поздняя модификация с более мощными двигателями АМ34, а они требовались для решения транспортных задач.Тем не менее "Цирк Шубикова" продолжал наносить точные удары с большой дистанции. Как пишет Михаил Маслов в книге "Цирк Вахмистрова", 17 августа шесть И-16 уничтожили в порту Констанцы плавучий док. 28 августа четыре И-16 взорвали мост через Днепр под Запорожьем в 320 километрах к северу.И все же военная машина Оси подбиралась все ближе и ближе к Крыму, и подразделению, рассчитанному на дальние удары, все чаще приходилось поддерживать сухопутные войска на передовой. Хотя дальность полета уже не имела значения, в воздух И-16 по-прежнему поднимались благодаря ТБ-3.8 сентября подразделение под прикрытием истребителей Як-1 уже нанесло удар по мосту в Бериславе всего в 160 километрах. Немецкие истребители отбили атаку и сбили "яки" и И-16. На следующий день четыре И-16 "Цирка Шубикова" подбили в ожесточенном воздушном бою два Ме-109. Серьезное достижение, ведь "мессершмитты", пусть и не столь маневренные, значительно превосходили их в скорости и огневой мощи.Наконец, 1 октября во время налета на немецкую тяжелую артиллерию под селом Ишунь, — она атаковала Перекопский перешеек, соединяющий Крым с Украиной, — удача покинула Шубикова. Командир эскадрильи погиб в бою и был посмертно награжден орденом Ленина. Через месяц пала Одесса.Несмотря на это, 2-я специальная эскадрилья совершала боевые вылеты и в 1942 году, выполнив в общей сложности тридцать боевых задач. Однако в конечном счете "Звено-СПБ" сняли со службы: комплекс оказался уязвимым для истребителей противника, а ТБ-3 и И-16 уже считались конструкциями устаревшими.Тем не менее, в отличие от большинства экспериментальных видов вооружения, использовавшегося лишь эпизодически, комплекс "Звено-СПБ" оказался на редкость эффективным: он последовательно наносил значительный урон стратегическим целям в глубоком вражеском тылу, и при этом относительно большинства подразделений ВВС отделался сравнительно легкими потерями.Вахмистров предложил блестящее решение, как выжать из устарелой техники высокую дальность полета, — однако на смену его идее пришло новое поколение самолетов. Новые двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 оказались быстрее И-16, несли больше полезной нагрузки и имели большую дальность полета, — к тому же им хватало маневренности для пикирующих атак.После Второй мировой войны США неудачно экспериментировали с истребителями-"паразитами" XF-85 Goblin, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики RF-84K Thunderflash ("Вспышка грома").Однако потенциал использования крупных самолетов, чтобы запускать на дальние расстояния истребители мелкие и маневренные, предвидел прозорливый Вахмистров. Пусть идея истребителя-"паразита" и оказалась тупиковой, сегодняшние реактивные истребители регулярно состыковываются с самолетами-заправщиками, в несколько раз увеличивая свой радиус действия.
/20220917/su-57-256140971.html
ссср
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24529/22/245292250_439:0:2323:1413_1920x0_80_0_0_73c64d98721ab050bd6d72867f37abb7.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the national interest, ссср, вторая мировая война, самолетостроение, военное дело