Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экономика Китая оказалась "в серьезной беде", пока Си готовится провести у руля еще одно десятилетие

CNN: у Китая большие проблемы с экономикой и доверием к власти

© AP Photo / Mark Schiefelbein20 августа 2022 года. Сотрудники службы безопасности на обмелевшей реке Цзялин в городе Чунцин, Китай
20 августа 2022 года. Сотрудники службы безопасности на обмелевшей реке Цзялин в городе Чунцин, Китай - ИноСМИ, 1920, 16.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени многие эксперты предсказывали, что к 2030 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, обогнав Америку. Но сейчас ситуация выглядит гораздо менее обнадеживающей, сообщает CNN. Спад в экономике и редкое для Китая общественное недовольство ставят под сомнение достижения Си Цзиньпина.
Лаура Хе (Laura He)
Гонконг – Когда десять лет назад Си Цзиньпин пришел к власти, Китай только что обогнал Японию, став второй крупнейшей экономикой в мире.
С тех пор Китай рос с феноменальной скоростью. Учитывая, что с 2012 года темпы роста составляют в среднем 6,7%, Китай демонстрирует одно из самых быстрых в истории устойчивых расширений для крупной экономики. По данным Всемирного банка, в 2021 году китайский ВВП достиг почти 18 триллионов долларов, что составило 18,4% от объемов мировой экономики.
Стремительный технологический прогресс Китая сделал его стратегической угрозой для Соединенных Штатов и их союзников. Он неуклонно вытесняет американских конкурентов с закрепившихся за ними лидирующих позиций в самых разных секторах, от технологий 5G до искусственного интеллекта.
До недавнего времени некоторые экономисты предсказывали, что к 2030 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, обогнав Соединенные Штаты. Но сейчас ситуация выглядит гораздо менее обнадеживающей.
Теперь, когда Си готовится ко второму десятилетию у руля в стране, он сталкивается с нарастающими экономическими вызовами, в том числе с недовольством среднего класса. Если ему не удастся вернуть экономику страны в прежнее русло, Китаю грозит замедление процесса внедрения инноваций и снижение производительности, а также рост общественного недовольства.
"В течение 30 лет Китай шел по пути, который давал его народу огромные надежды", – сказал Дуг Гатри (Doug Guthrie), директор программы China Initiatives в Школе глобального управления имени Тандерберда при Университете Аризоны, добавив, что страна "сейчас находится в серьезной беде".

Спад в экономике и редкое для Китая общественное недовольство

Хотя Си является одним из самых влиятельных лидеров из тех, которых Китай и его правящая Коммунистическая партия когда-либо видели, некоторые эксперты утверждают, что он не может ставить себе в заслугу поразительные успехи этой страны.
"Лидерство Си не является главной причиной экономического подъема Китая, – сказала Соня Оппер (Sonja Opper), профессор Университета Боккони в Италии, изучающая экономику Китая. – Си сумел извлечь выгоду из процветающего предпринимательского движения и быстрого развития частного сектора, основы которых были заложены его предшественниками".
На самом деле политика Си последние несколько лет служила причиной ряда серьезных проблем в Китае.
Масштабное наступление Пекина на частный сектор страны, начавшееся в конце 2020 года, и непоколебимая приверженность властей политике нулевой терпимости к распространению коронавирусной инфекции сильно ударили по экономике и рынку труда.
"Если уж на то пошло, политика Си, вероятно, даже немного замедлила динамику роста страны", –сказала Оппер.
За последние два года рыночная стоимость Alibaba и Tencent – жемчужин китайской технологической индустрии – упала более чем на 1 триллион долларов. Рост продаж в этом секторе замедлился, десятки тысяч сотрудников были уволены, что привело к рекордной безработице среди молодежи.
Сектор недвижимости тоже серьезно пострадал, что ударило по некоторым крупнейшим застройщикам страны. Крах рынка недвижимости, на долю которого приходится почти 30% ВВП, вызвал повсеместное и редкое для Китая недовольство в рядах среднего класса.
Тысячи разгневанных покупателей жилья отказались платить свои ипотечные кредиты по застопорившимся проектам, что усилило опасения по поводу системных финансовых рисков и вынудило власти надавить на банки и застройщиков, чтобы погасить волнения. И это стало не единственным проявлением недовольства в этом году.
В июле китайские власти жестоко разогнали мирную акцию протеста сотен вкладчиков, которые требовали вернуть их сбережения, находившиеся в провинциальных банках, которые приняли решение заморозить депозиты на миллионы долларов. Тот банковский скандал не только поставил под угрозу сбережения сотен тысяч клиентов, но и стал свидетельством ухудшения финансового состояния небольших китайских банков.
"Многие представители среднего класса разочарованы недавними экономическими показателями и результатами правления Си", – сказал Дэвид Доллар (David Dollar), старший научный сотрудник Центра изучения Китая имени Джона Торнтона при Брукингском институте.
Флаг Соединенных Штатов Америки - ИноСМИ, 1920, 14.10.2022
Мы идем на конфронтацию с Китаем и Россией одновременно Администрация президента США приняла новые экспортные правила, которые лишат Китай возможности покупать передовые полупроводники на Западе, сообщает NYT. По сути, отмечает автор статьи, Вашингтон объявил Китаю технологическую войну.
По мнению аналитиков, слабые места финансовой системы Китая – это результат беспрепятственного, подстегиваемого займами расширения, характерного для предыдущего десятилетия, и теперь модель необходимо менять.
"Рост Китая в течение того десятилетия, когда у власти был Си, объясняется главным образом общей экономической стратегией, которой следовали его предшественники. Эта стратегия обеспечивала быстрое расширение за счет инвестиций, производства и торговли", – сказал Нил Томас (Neil Thomas), старший аналитик по Китаю и Северо-Восточной Азии в Eurasia Group.
"Но эта модель уже достигла той точки, в которой она стала приносить гораздо менее существенные результаты и начала подпитывать рост экономического неравенства, финансового долга и экологического ущерба", – пояснил он.

Необходима новая модель

По словам экспертов, хотя Си пытается изменить модель, он делает это неправильно, и он ставит под угрозу будущее китайского бизнеса, ужесточая механизмы государственного контроля.
69-летний лидер перешел в наступление, чтобы обуздать "беспорядочный" частный бизнес, который стал слишком мощным. Он также стремится перераспределить богатство внутри общества в рамках своей цели "всеобщего процветания".
Си надеется установить "новую норму", в рамках которой потребление и сектор услуг станут более мощными двигателями роста экономики, чем инвестиции и экспорт.
Однако пока эти меры лишь столкнули китайскую экономику в один из ее самых серьезных экономических кризисов за последние четыре десятилетия.
Международный валютный фонд недавно понизил свой прогноз по росту Китая до 3,2% в этом году, что представляет собой резкое замедление по сравнению с 8,1% в 2021 году. Это станет вторым самым низким показателем роста в стране за 46 лет, хотя это все же лучше, чем в 2020 году, когда первоначальная вспышка коронавируса застопорила экономику.
Под руководством Си Китай не только стал более изолированным. Он также переживает существенное ухудшение американо-китайских отношений. Отказ Си осудить спецоперацию Москвы на Украине и недавняя агрессия Китая в отношении Тайваня могут еще больше оттолкнуть страну от Вашингтона и его союзников.

Какие у Си варианты?

По мнению аналитиков, нынешние проблемы пока не представляют серьезной угрозы для режима Си. Ожидается, что на съезде Коммунистической партии, который начнется в воскресенье, он сумеет обеспечить себе беспрецедентный третий срок у власти. Приоритеты, которые будут изложены на съезде, определят траекторию развития Китая на следующие пять или более лет.
"Скорее всего, потребуется экономическая катастрофа масштабов Великой депрессии, чтобы спровоцировать такой уровень социального недовольства и общественных протестов, которые могли бы угрожать правлению Коммунистической партии", – сказал Томас из Eurasia Group.
"Более того, экономический рост – не единственный источник легитимности и поддержки Коммунистической партии, и Си все больше совершенствует националистический курс Коммунистической партии, чтобы апеллировать не только к доходам, но и к патриотическим чувствам людей", – добавил он.
Но, чтобы вернуть Китай на курс быстрого роста и инноваций, Си, вероятно, потребуется провести ряд реформ, ориентированных на развитие рынка.
"Если бы он захотел действовать разумно, он быстро либерализовал бы рынки во время третьего срока", – сказал Гатри.