Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Америка – "прежде всего", а Европа – "в конец очереди"?

Les Echos: политика ЕС убивает на корню его энергетику

© AP Photo / Andrew HarnikПрезидент США Джо Байден и президент Франции Эммануэль Макрон во время встречи в Белом доме в Вашингтоне
Президент США Джо Байден и президент Франции Эммануэль Макрон во время встречи в Белом доме в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 02.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне конфликта на Украине выяснилось, что все решает энергетика, пишет Les Echos. Причем именно в этой сфере США обеспечили себе превосходство над Европой. Американцы сделали это благодаря новым законам, сланцевому газу и эмбарго ЕС в отношении российских энергоресурсов.
Энергетика — это главный нерв великих индустриальных революций, а также движущая сила современных войн. Поэтому так важен американский "закон о сокращении инфляции" (IRA), дающий США решающее конкурентное преимущество над Европой прежде всего в области энергетики.
Дело в том, что страны сегодняшнего мира пытаются провести "реиндустриализацию", то есть вновь заняться промышленным развитием на своей территории. Это вопрос выживания. И здесь энергия на первом месте. Потому что энергия — это движущая сила войны, всех войн. Прежде всего экономических, но и обычные "горячие" кофликты тоже питаются энергией: этой зимой украинцы смогут выстоять под натиском русских только в том случае, если мы поможем им согреться.
Энергия была нервом великих промышленных революций, она же лежит в основе великих движений за реиндустриализацию. Поэтому Эммануэль Макрон не думал ни о чем другом, — он отправился в Соединенные Штаты с нескрываемым намерением протестовать против Закона о снижении инфляции и связанных с ним мер. Потому что меры эти энергетически благоприятствуют производствам, размещенным на американской территории... Европейским компаниям трудно конкурировать с американскими коллегами, если платить за техасский сжиженный газ придется в три раза больше, чем в США. И еще труднее тут удержаться от критики лозунга "Америка прежде всего". Ведь выходит, что эти американские компании элементарно наживаются на войне.

Почему отстала Европа

Вкус "энергетического пирога" американцы распробовали не сейчас. Уже в конце нулевых, то есть первого десятилетия 2000-х, именно добыча сланцевого газа обеспечила триумфальное возвращение Америки в число растущих экономик. Сланцевый газ стал новым топливом американской мечты. Сегодня высокая стоимость газа и электричества дала Америке новое конкурентное преимущество: с начала спецоперации на Украине она свела на нет нашу европейскую политику реиндустриализации в ее младенческой фазе.
Но если газ — это энергия прошлого, мы должны уметь конкурировать в области энергии будущего, солнечной и ветровой. Еще год назад мы лелеяли надежду воссоздать европейский сектор солнечной энергетики после первой попытки в 1990-х и 2000-х годах, убитой в зародыше в результате появления на рынке китайских панелей по бросовым ценам. Тогда наша европейская мечта стала жертвой нашей неустойчивой государственной политики.
Увы! В 2022 году во Франции будет установлено меньше мощностей для использования солнечной энергии, чем в 2021 году. Сектор пересмотрел свои задачи в сторону понижения. Инфляция и все новые номативно-правовые ограничения тому виной. Несогласованность принимаемых мер, непостоянная государственная поддержка, задержки и сложности в получении разрешений — все эти старые просчеты снова душат нас. Между тем, Вашингтон субсидирует у себя в США экологически чистые производства и принимает все больше мер для стимулирования солнечной энергетики и накопления запасов.

Водородная энергетика

Судьба проектов с ветровой энергетикой тоже вызывает беспокойство: производители недорогих китайских панелей задирают нос и могут стать доминирующими через четыре-пять лет, если мы не примем соответствующих мер. Водородная энергетика, кажется, находится в лучшем положении. Во Франции собираются открыть десять мегафабрик для получения низкоуглеродного водорода: электролиз, батареи, резервуары... Но компания Engie, которая будет производить только четверть зеленого водорода в Европе, уже опасается, что слишком строгие нормы внутри ЕС могут "убить на корню" рынок низкоуглеродного водорода. А в это самое время в США ироко развивается.
Сможет ли Европа выйти на новый уровень? Если наша деликатность мешает нам провозгласить лозунг о "Европе прежде всего", давайте будем трезво оценивать ситуацию, чтобы наша Европа не оказалась "последней в очереди".
Кристин Керделан (Christine Kerdellant)