Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Бунты после матча Марокко-Испания — симптом. Франция стала архипелагом землячеств"

Le Figaro: марокканские болельщики громят Париж, но щадят Рабат. Почему?

© AFP 2022 / PAU BARRENAМарокканские болельщики празднуют победу своей команды в Барселоне. 6 декабря 2022 года.
Марокканские болельщики празднуют победу своей команды в Барселоне. 6 декабря 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 08.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Закрывать глаза на пугающую статистику преступности среди мигрантов больше нельзя, считает автор статьи в Le Figaro. Он рассматривает проблему на "футбольном примере" — поражении Испании на ЧМ в Катаре. Торжествующие марокканцы буквально взяли в осаду многие города Франции. В самом Марокко ничего подобного не произошло.
Беспорядки и столкновения вспыхнули во многих городах во вторник, 6 декабря, после победы Марокко над Испанией на чемпионате мира по футболу. Эти события еще раз поднимают вопрос о связи между иммиграцией и преступностью.
Матч Марокко-Испания закончился с жалким и скучным счетом 0:0, и лишь по пенальти привел к победе марокканцев. Этот матч, сыгранный в начале недели, мог остаться во Франции незамеченным... И тем не менее, он попал на страницы газет из-за беспорядков, устроенных марокканскими болельщиками, празднующими победу.
Марокканский флаг был вывешен на ратуше Амьена, столкновения с полицией произошли в Лилле, стрельба была слышна в Ницце и, конечно же, громили магазины на Елисейских полях. Но подобные торжества и беспорядки коснулись не только Франции: в Турине, Барселоне и Мадриде и особенно в Бельгии и Нидерландах можно было увидеть те же сцены.
Уже многократно было доказано, что по всей Европе иммигранты, особенно выходцы из Африки, непропорционально сильно портят статистику преступлений и правонарушений. Почему-то на одного иммигранта приходится в среднем больше преступлений, чем на одного коренного жителя.
Во Франции об этом свидетельствуют, в частности, данные МВД, согласно которым иностранцы предлагают целое "варьете" преступлений и правонарушений. Это подтверждает исследование Лундского университета, согласно которому 59% осужденных за изнасилования в Швеции являются иммигрантами. Об этом же говорят исследование социолога Уго Лагранжа, опросы, проведенные в Швейцарии или в Норвегии.
Несмотря на политические расхождения и семантические дискуссии, объективность требует учитывать, что, как признал даже министр внутренних дел Жеральд Дарманен, связь между иммиграцией и преступностью и вправду есть. А раз так, то необходимо понять, почему эта проблема существует и как ее решать.
Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребует длительного и, может быть, политически рискованного анализа. Но если этот анализ все-таки провести, высветится роль государства и, в частности, правосудия в обществе, ставшем мультикультурным.
Так, во время событий после матча Испания-Марокко многие обозреватели высказали удивление по поводу разницы между спокойными торжествами по случаю победы в Марокко, в которых принял участие даже король Мухаммед VI, и безобразным хаосом в Европе с его поджогами и избиениями. Такое различие в коллективном поведении связано с разной государственной и, прежде всего, судебной системой, которая управляет этими сообществами.
На самом деле, любой юридический кодекс, применяемый судами, представляет собой сочетание современных стереотипных представлений о "гуманных" законах и сложных местных обычаев и традиций. Правовая система призвана регулировать отношения между людьми. Она является плодом длительной эволюции на тысячелетней культурной почве. Поэтому легко понять, что закон и правосудие в высшей степени культурный феномен: каждая культура имеет свою особую правовую систему и, следовательно, особое правосудие.
Социолог Ан Винкенс из Французского центра по научным исследованиям (CNRS) — одна из немногих французских ученых, занимавшихся этой запретной темой. Она права, когда отмечает: "В уголовных делах определенные виды поведения, запрещенные и наказуемые национальным законодательством, рассматриваются как законные или допустимые в другой культурной среде". Она анализирует, на примере Франции и Бельгии, как современное западное правосудие реагирует на нарушения национального законодательства людьми из разных культурных (и, следовательно, правовых) сообществ.
Однако беспорядочный рост иммиграции в Западной Европе привел к серьезному последствию: созданию французского культурного и этнического архипелага. И в такой ситуации французское правосудие больше не застраховано от "затопления" культурными разногласиями.
Очень наглядный пример относится к 2008 году, когда мужчина-мусульманин обратился в суд с просьбой аннулировать его брак на основании того, что его жена оказалась еще до брака девственности. Суд Лилля удовлетворил его просьбу, вызвав тем самым гнев всего политического класса. Это дело поставило вопрос о постоянно растущем расколе судебной системы.
Как любит повторять ФИФА, футбол намного больше, чем спорт. Это политический феномен, единственное место в политкорректной Европе, где можно проявлять национальную гордость. Давайте научимся извлекать из него уроки.
Пьер-Мари Сев — директор Института юстиции, занимающегося реформированием правосудия и борьбой с преступностью.